Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Армяне Астрахани
Армянский форум Вардананк [армяне, политика, история, военное дело] > Наши приоритеты > Диаспора > Бывший СССР
Bigoss
Великая Россия... Была.Была Россия велика всегда: делами, долами, думами, дорогами. .. Была, есть и будет. Велика ее река Волга, но не всегда ее так звали. Ра — вот ее древнее название, имя главного бога египтян — бога Солнца.


Армянская церковь Астрахани

Интересны великими событиями большие и малые города, приютившиеся на ее берегах с севера до... дельты Волги, напоминающей раскрытую ладонь, по пальцам-притокам заполняющей своей водой гигантское озеро, называемое морем. Каспийским.
И вот где-то между этими «пальцами» раскинулся российский город с нерусским названием — Астрахань, которой в этом году исполнилось 445 лет. О ней-то и пойдет наша речь.
В «Журнале о людях и их успехах», подаренном мне крепко сбитым и добродушным астра-ханцем Петром Ярошинским, я прочел, что Астраханская область — евразийский континент, впитавший культуру многочисленных национальностей. Здесь всем миром празднуют пасху и байрам, масленицу и сабантуй.
А на обложке комплекта открыток «Астрахань» (выпущенного 12 лет назад) сказано, что в этом почти полумиллионном городе переплелись исторические судьбы, дела и творения русских, татар, казахов и ногайцев, калмыков и других народов Кавказа.
Одним из этих неназванных «других народов Кавказа» являются армяне, количество проживающих в области, как говорят власти, приближается к 10 тысячам.

Вчера

Первые армянские «гостиные люди» (так раньше называли купцов)появились в Астрахани в 1619 году в царствование первого из Романовых — Михаила Федоровича. И, пользуясь благорасположением и покровительством властей,значительно приумножают свой капитал и свое влияние. Позже купцы получают право ввозить товары с Востока, причем русское правительство обязывалось снабжать армянские караваны (Джульфин-скую торговую компанию армян) «для безопасности от разбоев стругами и провожатыми людьми из Астрахани до Москвы». В начале XVIII века армяне просят дозволения вместо деревянной церкви выстроить каменную. В 1774 году местные власти получают разрешение принимать армян в российское подданство. До 1840 года в городе существовал Армянский суд. Ас 1815 года стала издаваться газета «Восточные ведомости» на армянском языке. Несколькими годами раньше, в 1810 году, состоялось торжественное открытие народного училища для армян на сред-
ства братьев Агабабовых.
В 1918 году в реорганизованном Агабабовском училище, объединенном с епархиальным, стали преподавать армянский язык, литературу, армянскую историю и закон божий.
После турецкого геноцида 1915—1917 гг. в Астрахани скопилось большое количество беженцев-армян и возникла необходимость их размещения и создания нормальных условий жизни. В октябре! 918 года сюда приезжает известный поэт Ваан Те-рьян, исполнявший тогда обязанности заместителя наркома по армянским делам. Он посылает телеграмму на имя Председателя Всероссийского Центрального исполнительного комитета Свердлова с жалобой на местные власти, реквизировавшие здание бывшей армянской семинарии, где размещались все армянские школы и интернаты для сирот. «...Прошу Вашего телеграфного распоряжения освобождения здания армянских школ от реквизиции... Ваан Терьян».
Сигнал был услышан, но, как говорится, воз и поныне там.
Еще «вчера» в Астрахани армяне имели:
1. Собор во имя святых апостолов Петра и Павла;
2. Церковь св.великомученицы Екатерины;
3. Кафедральный собор во имя Успения Пресвятой Богородицы;
4. Церковь св. Георгия;
5. Церковь Святого Воскресения на армянском кладбище.
Все это было.
Все это более никогда не будет.
Но что-то будет... И уже есть.
А «вчера» (в 1996 году) было еще «Возрождение» — печатный Вестник астраханской армянской общины.

Сегодня

Итак, сегодняшняя жизнь армян Астрахани — есть продолжение вчерашней, когда 15 мая
1991 года было создано Астраханское областное общество армянской культуры «Арев». Одним из инициаторов его создания был Сантро Зурнаджян — доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой оперативной хирургии и топонимической анатомии местного медицинского университета.

Сегодня функционирует также Астраханское региональное отделение Союза армян России, которое возглавляет Левой Ха-чатрян. Его заместитель — доктор медицинских наук, профессор Артем Амбарцумович Абрамов.
Сегодня во дворе армянской общины стоит новая красивая армянская церковь Св. Рипсимэ (архитектор Генрих Марутов, ас-траханец), в которой ведет службу Ваче Айрапетян.
Сегодня в этом же дворе работает армянская воскресная школа, где учительствуют Рузан-на, Ася, а армянский язык преподает Астхик Петросян. Сегодня в городе существует армянский танцевальный коллектив «Аревик».
Горожане хорошо помнят и чтят имена армян, внесших заметную лепту в жизнь города. Это Михаил Тариелович Лорис-Меликов, бывший некогда мэром Астрахани, а позже ставший министром внутренних дел России. Это и Аламдаров Никита Герасимович, бывший ректор медицинского института. Астра-ханцы увековечили имена некоторых наших соотечественников и в названиях улиц и площадей: Айвазовского, Шаумяна, Ахша-румова, Чалобяна, Франгулова (бывшего члена старой Государственной думы) и других.
Сегодня имена армян, а точнее их художественные произведения, можно увидеть и в прекрасной, богатой шедеврами русского изобразительного искусства Астраханской областной картинной галерее. Это И. Айвазовский («Море», 1817 г.), М. Сарьян («Овощи», 1911 г.),
Ж. Ихмальян («Мальчик-пастушок», 1972 г.), 3. Аршакуни («Птицы», 1975 г.), Р. Элибекян («Три актрисы», 1981 г.).
Еще одну фамилию хочется назвать, связанную с этим городом, да чуточку и с нашим народом — это Хлебников Ве-лимир, музей чьего имени бережно хранит многое, что связано с жизнью и творчеством этого гениального поэта, его талантливой супруги Веры Хлебниковой —живописца начала XX века и двух Митуричей — Петра и его сына Майя Хлеб-никова-Митурича — нашего современника, народного художника СССР. (Директор Дома-музея — А. Мамаев).
Есть в этом Доме-музее и одна такая толстая книга в черном переплете — «Творения» (Москва, «Советский писатель», 1986 г.). И в этой книге на 641-й странице есть такая строчка: «...В моих жилах есть армянская кровь (Алабовы) и кровь запорожцев (Вербицкие)... ВелимирХлебников. Автобиографическая заметка. 1914г.)».
Кому не приятно это прочесть?

Завтра

Завтра будет продолжение сегодняшнего дня.
Завтра, наверное, часть армян с благодарностью покинут этот гостеприимный край и вернутся в родные дома, а часть армян продолжат достойно жить и работать плечом к плечу с другими народами Астрахани на благо своего города и своей семьи.
И все мы — о ком здесь написано и кем подписано — будем надеяться, что завтра всем нам будет немного лучше, чем сегодня и вчера.


Роберт Баблоян (Москва), Артем Абрамов (Астрахань)
ninulya
Здравствуйте!
Мои предки - армяне из Астрахани. Пытаюсь больше узнать о малой Родине и быте далёких предков. Может быть, кто-нибудь поделится информацией об Агабабовском училище Астрахани?
Интересуют неопубликованные в открытых источниках сведения: быт учеников, фотографии внутреннего убранства и т.п. К сожалению, мне не удалось связаться с представителями Астраханского областного общества Армянской культуры "Арев", которое в настоящее время располагается в здании бывшего Агабабовского училища. Поэтому я рада, что нашла данный форум. Возможно, кто-то из участников сможет поделиться информацией.
Заранее спасибо за помощь.
С уважением, Нина
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2014 IPS, Inc.