Данная работа руководителя Центра “Модус Вивенди”, Чрезвычайного и полномочного посла Армении в Канаде (2000-2006) Ара Папяна в переводе на русский язык публикуется впервые. Редакция газеты армян России “Еркрамас” выражает господину Папяну благодарность за предоставленную возможность.

РЕШЕНИЕ АРМЯНСКОГО ВОПРОСА – УНИКАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ УСИЛЕНИЯ АРМЯНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ ПРОЦВЕТАНИЯ АРМЯНСКОГО НАРОДА.


Государственность – высшая форма орга­низации общества. Национальная государст­венность – выс­шая форма организации на­ции, возмож­ность реше­ния проблем, стоящих перед нацией, самый эффек­тивный метод нейтра­лизации угроз, стоящих перед нею. Национальное государство – гарантия сущест­вования нации, прочная основа сохранения нацио­нального самосознания и экономического развития.

В соответствии с этим, когда мы рассмат­риваем сегодняшнюю армянскую государст­венность с точ­ки зрения сохранения сущест­вования нации, само­сознания и экономичес­кого развития, становится очевидным, что без решения Армянского вопроса сегодняш­няя армянская государственность со своими нынешними границами и формой не только не может и не будет иметь возможность гарантиро­вать осуществление вышеуказан­ных функций, но также станет спорным его дальнейшее существова­ние, как самостоя­тельной государственной единицы.

При этом, частичное решение Армянского воп­роса (напр., только по части восста­новления восточ­ных границ, т.е. по части Карабаха) не решит проб­лем, стоящих перед армянской государствен­ностью и не нейтрализует угрозы нашему существованию.

1. Основная цель решения Армянского вопроса

Сегодня РА стоит перед серьезными вы­зовами. Решение Армянского вопроса, т.е. подтверждение прав РА и армянского народа не является самоцелью. РА, как самостоятельная и достойная политическая единица или может существовать, подтверж­дая свои неотчуждаемые права или вообще не может существовать, как таковая.

Главная цель решения Армянского вопроса – создание армянской жизнеспо­соб­ной государст­венности, гарантия дальней­шего существования армянско­го народа, в качестве своеобразной и неотделимой части мирового сооб­щества, пу­тем создания минималь­ных условий, необходи­мых для сохранения безопасности и развития.

2. Императива решения Армянского вопроса

Без решения Армянского вопроса наша госу­дарственность будет оставаться неустойчивой в политическом смысле, уязвимой в военном аспек­те, экономически зависимой и слабой в психоло­гическом плане. Будет ставиться под сомнение сам смысл армянской государственности, она будет носить формальный характер и не решит основных задач, стоящих перед нею, в том числе:

а. Обеспечение суверенитета госу­дарства и безопасности его граждан,

б. Создание благоприятных условий для экономи­ческого развития этой страны и благосостоя­ния ее граждан,

в. На основе предыдущих двух, т.е. при условиях обеспеченной и разви­той страны, развитие национальной куль­туры и самосознания.

Итак, решение Армянского вопроса имеет жиз­ненно важное значение не только для армянской го­сударственности, но и для реа­лизации общего права армянского народа жить на собственной родине.

3. Актуальность решения Армянского вопроса

В настоящее время перед РА встали нес­колько серьезных задач, без противостояния которым Арме­ния не может достичь стабиль­ного жизнеобеспече­ния. Определенное реше­ние Армянского вопроса даст возможность:

I. Противостоять, нейтрализовать и ста­вить в зависимость от политической во­ли РА планы, стремящиеся изолировать и обойти Армению, такие как:

а. нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан;

б. газопровод Баку-Тбилиси-Эрзрум;

в. ж/д Карс-Ахалкалаки-Тбилиси.

II. Минимизировать отрицательное вовле­чение Турции в карабахском конфликте и вынудить Турцию сконцентрироваться над собственными проблемами.

III. Без политических и иных уступок отк­рыть, т.н. армяно-турец­кую границу, гарантировать использо­вание порта Трапизон и дороги к нему бесплатно или по льготным условиям.

IV. Предать новый характер армяно-грузинским отношениям, посредством определенных ры­чагов избавиться от односторонней зависи­мости от Грузии в вопросе грузоперевозок, получить существенные рычаги в отношениях между Грузией и Турцией.

V. Создать основы для прогрессирующего эконо­мического развития Армении в регионе, гаран­тировать новые нетради­ционные источники инвестиций и дохо­дов. Армяно-турецкое про­тивостояние, которое до сих пор для нас было препятствием для создания средств, превра­тить в средствопоставляющее.

VI. Дать напряжению между США и Турцией если не неотвратимый, то по крайней мере, продолжительный характер. Вставить новый фактор в отношениях между Турцией и США.

VII. Возбудить вопрос о политических, мо­ральных и юридических обязательствах США, некото­рых влиятельных европейс­ких и неевропейс­ких государств перед Республикой Армения.

VIII. Учитывая продолжительное стремле­ние Турции вступить в ЕС и некоторые скрытые или явные попытки противосто­яния этому некоторых стран ЕС, вставить в политический оборот для европейцев новый критерий ее участия в ЕС.

IX. Приготовить политические и правовые основы не только для непострадания от дальнейших неизбежных геополитических сдвигов, но и для воспользования ими.

Весьма актуальны и важны продолжитель­ные шаги РА по распоряжению правами ар­мянского на­рода. Приспособленческие заяв­ления и продолжи­тельное отсутствие шагов могут создать серьезные проблемы в буду­щем. Безразличие к Армянскому вопросу и политика непредпринятия шагов в нап­рав­ле­нии распоряжения правами армянского наро­да, которые в РА длятся около 20 лет, в будущем предоставят возможность Турции сослаться на принцип эстоппеля (estoppel), (т.е. , когда РА своими действия­ми или без­действием доказывает, что она сознательно примирилась со сложившейся ситуацией) и этим значительно противо­действовать воз­можным требованиям армян в будущем.

4. Путь решения Армянского вопроса

Решение Армянского вопроса возможно только одним путем: мирными средствами, путем комп­ромиссов, благодаря последова­тельной и длитель­ной работы для достиже­ния результата. Одновре­менно учитывая то обстоятельство, что собира­тельный потен­циал Армении и армянского народа в экономической, политической или военной сфе­ре уступает и еще будет уступать общему потен­циалу Турции и Азербайджа­на, а также Грузии, которая находится под политическим воздейст­вием последних, необходимо, чтобы весь процесс борьбы и противостояния был перенесен в другую плоскость, где Армения не только не усту­пает им, но имеет значительный перевес. Надо отношения Армении и государств, которые нарушили ее права, перевести в международно-правовую плоскость и всем проблемам в этих отношениях дать право­вые формулировки и решения.

5. Сущность Армянского вопроса на нынешнем этапе

В качестве международного вопроса и полити­ческой задачи Армянский вопрос про­шел через несколько этапов. В начале высту­пав в качестве вопроса об общей и личной безопасности и достоинства армян во власти турецкой империи, он постепенно перерос в вопрос о создании армянской государствен­ности и восстановлении ее ущемлен­ных прав.

На нынешнем этапе суть Армянского вопроса – восстановление территориаль­ных, материальных и моральных прав Республики Армения, которые принад­лежат ему по международному праву.

6. Поэтапность решения Армянского вопроса

Весь процесс решения Армянского вопро­са можно разделить на 3 последующие и взаимидополняющие этапы:

а. Предварительный этап

Его сущность состоит в наборе, исследо­вании и сопоставлении документов, направ­ленных на реше­ние Армянского вопроса (не путать с вопросом Геноцида армян). Конеч­ным результатом данного этапа должны стать создание и издание на разных языках и в разных формах собраний документов об Армянском вопросе, обосновывающих право­вые требования армян (а не о турецком пре­ступлении против человечества – Геноциду армян, направ­ленного на нейтрализацию Армянского вопроса). Среди этих документов первостепенное значение имеет полное издание Арбитражного решения пре­зидента США Вудро Вильсона об армяно-турецкой границе, и приложенного к нему доклада, других официальных документов, также свя­занных с Ар­битражным решением. Последо­вательную работу также надо вести в направлении информирования общества по данному вопросу.

б. Промежуточный этап

На данном этапе будет необходимо вовлечь спе­циалистов и экспертов в области международного права, судебного процесса и судопроизводства. Ко­нечным результатом этапа должно стать возбужде­ние судебного дела против Республики Турция в Междуна­родном суде ООН с участием специалис­тов разных областей права. На этом этапе будет це­лесообразным создание общеармянской предста­вительской структуры. Станет важ­ным создание специального центра исследо­вания, преследования и информирования по Армянскому вопросу.

в. Конечный этап

Этап выдвижения судебного иска и начала про­цесса. На этом этапе будет необходимо гарантиро­вать включение РА в процесс, в ка­честве основного носителя правовых требова­ний армянского народа. Достичь включения в Международном Суде ООН, в рамках п. 2 ст. 36 Регламента этой структуры, воп­роса о нарушении Республикой Турция междуна­родного права и принятых ею международных обязательств. Конечным результатом этапа должно стать обсуждение в Совете Безопас­ности ООН (в рамках ст. 35, 36 Регламента) вопросов, касающих­ся воз­можности нарушения мира и безопасности в регионе вследствие нарушений Турцией своих меж­дународных обязательств, также вопрос о практи­ческих мерах для исправле­ния создавшейся ситуа­ции, т.е. обязывать Турцию, а также другие страны реализо­вать принятые ими же обязательства, кото­рые, в частности, были включены в Арбитражное решение Вильсона от 22 ноября 1920г., и гаранти­ровать реализацию международного права в регио­не для полного преодоления последствий наруше­ния закона в регионе.

7. Содержание Армянского вопроса на нынешнем этапе

Армянский вопрос на нынешнем этапе сос­тоит из 3-х компонентов: территориального, мате­риального и морального. Следовательно Армянский вопрос можно будет считать решенным только в случае полноценного ре­шения задач, вытекающих из этих составляющих, т.е. в случае полного или частичного возмещения.

а. Территориальная составляющая решения Армянского вопроса

В вышеуказанном триединстве территориаль­ный компонент самый существенный. Несмотря на то, что в 1920-1923гг. РА имела значительные террито­риальные потери, они не были потерями de jure, а всего лишь потерями de facto. То есть, нес­мотря на то, что эти территории были оккупирова­ны (occu­pied) со стороны внешних сил и в дальней­шем были аннексированы (annexed) другими госу­дарствами, тем не менее РА продол­жала и продол­жает сохра­нять титул над этими территориями и свои законные права, поскольку территориаль­ные права РА основа­ны на нерушимых международно-правовых принци­пах, на обязательствах, принятых государствами, а также на решениях, обязательных для выполнения и на других юридических документах.

Важнейший документ, четко определяю­щий тер­риториальныe права и закрепляю­щий титул РА – Арбитражное решение (Arbitral Award) президента США Вудро Тома­са Вильсона (1913-1921гг.), опре­деляющee армяно-турецкую границу, которое было вынесено и вступило в силу 22 ноября 1920г. Этим юридическим документом был признан титул Республики Армения и утверждены права только над малой частью исторической родины армянства – над ее северо-восточной частью. Арбитражное решение с момента его вынесения и вступления в силу (22.11.1920) обязательный к исполнению, с правовой точки зрения не подлежащий кассации и по своему юридическому действию неограничен­ный во времени документ.

Поскольку Арбитражное решение было вынесе­но на основе 2 документов, согла­шении об арбитра­же (compromis), принятым Верховным Советом, выступающим от имени Союзных сил (Британская империя, Франция и Италия) от 26.09.1920г. и выра­женном в ст. 89 Севрского договора, следовательно Арбитражное решение безоговорочное юридичес­кое и политическое обязательство для государств-участников вышеупомянутых документов и их правопреемников.

Из этого следует, что:

I. Поскольку премьер-министр Британской империи, дав свое согласие на компромисс об Арбитраже от 26.04.1920г., выступал от имени всех государств, являющихся частью Британс­кой империи или под ее политической влас­тью, а также имея ввиду то, что, государство–правопреем­ник продолжает нести ответствен­ность за международные отношения террито­рии («responsibility for the international rela­tions of the territory») [Vienna Convention on Succession of States in respect of Treaties 1978, Article 2, (cool.gif.], следовательно Арбитражное решение об армяно-турец­кой границе является юридически обязательным к исполнению до­кументом (legally binding document) для Соеди­ненного королевства и всех государств-право­преемников Британс­кой империи (Приложе­ние I, столбец 3).

II. Поскольку премьер-министр Французской республики, дав свое согласие на комп­ромисс об Арбитраже от 26.04.1920г., выс­тупал от имени всех государств, являю­щихся частью третьей Французской республики или под ее полити­ческой властью, а также имея ввиду то, что государство–правопреемник продолжает нести ответственость за международные отношения территории, следовательно Арбитражное решение об армяно-турец­кой границе является юридически обязательным к исполнению до­кументом для Республики Франция и всех го­сударств-правопреемников тре­тьей французс­кой республики (см. Прил. I, столбец 4).

III. Поскольку Верховный Совет Союзных Держав (Антанты, Entante Powers), Боль­шая тройка была правомочна и выступа­ла от имени всех Союзных Держав, сле­довательно Арбитраж­ное решение от 22.11.1920г. на основе соглашения об арбитраже от 26.04.1920г. является юридически обязательным к испол­нению документом для Союзных держав и их государств-правопреемников (см. При­л. I, столбец 5).

IV. Поскольку Арбитражное решение о армя­но-турецкой границе было вынесено так­же и на основе соглашения о арбит­раже, изложенного в ст. 89 Севрского договора (10.08.1920г.), следовательно Арбитраж­ное решение является юридически обя­зательным к исполнению до­кументом для государств, подписавших Севрский дого­вор и для их правопреемников (см. Прил. I, столбец 6).

V. Поскольку каждая из Центральных дер­жав (Central Powers) – Германия, Авст­рия, Венгрия и Болгария в подписанных ими мирных дого­ворах заранее обяза­лись «признать полномо­чия всех догово­ров и соглашений, которые всту­пят в силу в будущем…, признать грани­цы, определяемые ими», то Арбитражное решение об армяно-турецкой границе (22.11.1920г.) яв­ляется юридически обязательным к исполне­нию документом и для всех названных госу­дарств (см. Прил. I, столбец 7).

Резюме

► Учитывая то, что сегодняшняя граница между Республикой Турция и Республикой Армения четко и детально определена и закреплена в Арбитражном решении пре­зидента США Вильсона от 29.11.1920г.;

► Признавая тот факт, что хотя права армянского народа исторически установ­лены лишь над частью Армянского плато и примыкающими к нему территориями, од­нако сегодня титул и суверенитет Респуб­лики Армения безоговороч­но признаны, юридически ограничены и расп­ространя­ются только на часть вилайетов быв­шей Османской империи – Ван, Битлис, Эрзрум и Трапизон;

► Учитывая то, что государства прямо или кос­венно участвовали в соглашении об арбитраже и этим заранее дали свое без­оговорочное согласие на признание вся­кого решения, которое было бы принято, следовательно:

Арбитражное решение президента США Вудро Вильсона об армяно-турецкой границе (22.11.1920) является юриди­чески обязатель­ным к исполнению документом и для 142 государств из 192 государств-членов ООН, в т.ч. и для четверых из пяти членов Совета Безопасности ООН – США, Франции, Соеди­ненного Королевства и Китая.

Таким образом, это беспрецедентное явление в практике международных отношений и междуна­родного права: нет другой границы, основанной на таком прочном юридическом фундаменте, как de jure граница между Арменией и Турцией.

б. Материальная составляющая Армянского вопроса

Изначально должно быть ясно, что материаль­ное возмещение не имеет отношения с «ценой кро­ви». Материальное возмещение, во-первых, должно включить прямые потери Армении и армянского народа, которые по разным подсчетам и по нынеш­нему денежному выражению составляют до 100 миллиардов долларов США.

Поскольку общий принцип возмещения – это вос­становление прежнего состояния, воз­мещение долж­но включить восстановление самых болезненных потерь армянского наро­да – человеческих. Турецкие власти под конт­ролем международного сообщества и струк­тур, должны создать фонд, кото­рый независи­мо от гражданства будет поощрять многодет­ность и материально поддержать много­дет­ным семьям преемников лиц, переживших Геноцид армян.

Материальное возмещение должно вклю­чать издержки по восстановлению армянских памятни­ков и другого наследства на террито­рии Республики Турция, умышленно раз­рушенного или поврежден­ного турецкими властями. Турецкие власти должны возвра­тить законному хозяину, армянскому народу, экспонаты, предметы и материалы, являю­щиеся наследием армянского народа и находящиеся в музеях, архивах и в других коллекциях, в том числе и частных.

Предметом отдельного обсуждения должны стать:

* вопрос о денежных депозитах армян в банках Османской империи или действо­вавших на ее территории;
* вопрос о захваченных от армян золоте, других ценных металлах и камней;
* вопрос о выплате сумм по страхованию жизни, здоровья и имущества армян;
* возмещение арендных плат за незакон­ное ис­пользование (с ноября 1920г. по сей день) недви­жимого имущества и земель армянской общины и частных лиц (дома, школы, церкви и т.д.);
* вопрос о выплате сумм за незаконный труд гражданских и военных лиц армянской национальности в Османской империи;
* иные выражения материальных потерь.

Предметом частного обсуждения должны стать:

* вопрос Германии, в качестве страны, вовлечен­ной в управлении Османской империи, соответ­ственно как соучастника преступления;
* вопрос Франции, как государства, приняв­шего мандат Киликии и не выполнившего своих меж­дународных обязательств, также как и страны, ко­торая предоставила воен­ную помощь незаконно­му движению кема­листов вопреки национально­му законода­тельству и международному праву;
* вопрос Италии, как государства, которая предос­тавила военную помощь незакон­ному движению кемалистов вопреки национальному законода­тельству и международному праву;
* вопрос России, как подстрекавшую неза­конному движению кемалистов, предоставившую ему воен­ную помощь вопреки национальному законо­дательству и меж­дународному праву;
* вопрос о возмещении ущерба, нанесен­ного армянскому народу вследствие незаконных действий других государств.

Резюме

Республика Армения и армянский народ должны получить полное возмещение за различные мате­риальные потери и для вос­становления прежнего положения, создания благоприятных материальных условий для нормального и естественного развития.

в. Моральная составляющая Армянского Вопроса

Материальное возмещение должно включать не только прямое признание и однозначное осуждение Геноцида армян, но также должна углубляться реа­лизация плана примирения. Турецкие власти долж­ны осуществить для турецкого общества многоэтап­ные проповеднические и учебно-воспитатель­ные прог­раммы, выявляющие историческую реальность.

8. Опасность превращения решения Армянского вопроса

За последние 50 лет решение Армянского вопроса прошло через путь вынуждения приз­нания Геноцида армян, что в основном было обусловлено отсутствием государственности армянства и стрем­лением достижения некоторых резуль­татов. Если эта политика с некоторыми оговорками можно счи­тать оправданной с точки зрения своего времени и средств, то после восстановления армянской госу­дарственности в 1991г. этот политический путь не­своевременен и неэффективен. Также, включение во внешнеполитических приоритeтах РА вопроса международного признания Геноцида армян без восстановле­ния прав Республики Армения и без со­четания материального, территориального и мораль­ного возмещения со стороны правопреемника Ос­манской империи, Республики Турция, бес­плодно и даже опасно. Подобная постановка вопроса создает иллюзию о возможном решении Армянского вопро­са, поглощает огромные людские и материальные ресурсы, уничтожает политическую волю для дости­же­ния основной цели. На нынешнем этапе для всех политических структур Диаспоры важно перефор­мулировать первостепенные задачи, переопре­делить целевые мишени и, соответственно, перераспреде­лить челове­ческие и материальные средства.

Даже частичное решение Армянского воп­роса, т.е. расширение признания Геноцида или даже вполне благоприятное для армян решение вопроса Карабаха сущест­венно не изменят геопо­литическое положение РА. Армения будет оставаться такой же уязви­мой и огоражаемой и с весьма ограниченными возможностями существова­ния и развития. Следова­тельно, для РА жизненно важно глу­бокое осмысле­ние со стороны властей угроз государственности, проявление политической воли для выхода из безд­на самообмана и, соответственно, осуществление серьезной и целеустремленной политики решения Армянского вопроса для их нейтрализации.

9. Формы выражения решения Армянского вопроса

Решение Армянского вопроса реально и может иметь различные формы проявления. Однако реше­ние Армянского вопроса станет возможным, если оно будет основано на реализме, т.е. будет учиты­вать сегодняшние демографические, военные, поли­тические и экономические реалии. Одновременно, чтобы иметь реальные возможности для осуществ­ления, решение Армянского вопроса должно на практике способствовать установлению мира во всем регионе, разностороннему экономическому развитию, формированию атмосферы партнерства, также служить реализации определенных интересов силовых центров мира и более широкому их вовле­чению в вопросы региона.

Нет сомнения, что все территории, которые перешли под юрисдикцию Республики Арме­ния с 22-го ноября 1920г. (бóльшая часть вилайетов бывшей Османской империи – Ван, Битлис, Эрзрум и Трапизон) до сих пор с юридической точки зре­ния являются частью РА. Однако мнение, что Рес­публика Турция будет добровольно или только под давлением международного права, без военных давле­ний вернуть эти земли их законному владель­цу нереально. Соответственно, надо найти форму­лу, обоюдоприемлемую для обеих стран, которая получит одобрение стран-участников Арбитраж­ного решения, будет учитывать интересы мировых силовых цент­ров и будет способной быть закреп­ленной по международному праву.

При этом, данная форма должна быть такой, ко­торая рассеяла бы беспокойство армянской стороны относительно безопасности и предос­тавляла бы воз­можность экономике Армении для продолжительно­го и прогрес­сирующего развития, а также гаранти­ровать сохранение армянских культурных ценнос­тей. Одновременно, решение вопроса не должно существенно нарушить интересы Турции и должно дать турецкой стороне возможность раз и навсегда понять, что предлагаемое решение вопроса является достойным выходом из ситуации для обеих сторон.

В соответствии с этим, решение Армянского вопроса возможно путем аренды территории, являющейся пред­метом обсужде­ния, предоставлением ей определенно нового статуса, в соответ­ствии с которым владение Армении de jure будет сопоставляться с распоряже­нием Турции de facto.

То есть,

* Турция на основе двусторон­него договора, пред­усмотрящего между­народные гарантии, на осно­ве разумной оплаты арендует «Вильсоновскую Арме­нию». [Можно считать разумной сумму в размере одного процента ВВП Республики Турция – 8.6 миллиардов долларов США, поскольку эта территория составляет почти 13% территории, контролируемой Турцией (свыше 100.000км2), где проживает более 8% населения Турции (около 5.6 миллионов жителей). Вышесказанное не включает территории бывшей Российской империи и Республики Армения (1878-1918/1920гг.) – Карсскую область, южная часть Батумской области и уезда Сурмалы.] Вышесказанный договор и прило­женные к нему соглашения закрепят права и обязанности сторон, также форму участия и объем вовлеченности междуна­родных структур и заинтересованных го­сударств на территории, которая является предметом обсуждения. Размер арендной платы, форма и периодичность ее оплаты будут определяться соответствующим соглашением.
* Граждане Турции и Армении независимо от местожи­тельства сохраняют свое прежнее граж­данство, пользуются всеми правами, выте­кающи­ми из этого гражданства, выпол­няют свои граж­данские обязанности. Все граждане обеих стран получают право свободного перемещения, грузо­перевозок, также свободное и беспрепятственное право жительства и осуществления экономичес­кой деятельности. Предприятия и частные лица, осуществляющие деятель­ность на этой террито­рии, в размерах, установленных законодательст­вом, платят налоги по месту их регистрации.
* Доходы, полученные от транзитных пере­возок третьих стран (включая из нефте­проводов и газопроводов) будут направ­лены на развитие и благоустройство местных инфраструктур (доро­ги, желез­ные дороги, общественные территории общего пользования).
* Территория демилитаризируется, т.е. из нее вы­водят 5 видов вооружений, установленные по договору об «Обычных вооружениях в Европе» (Treaty on Conven­tional Armed Forces in Europe, 1990) [Танки, бронемашины, боевые самолеты и наступательные вертолеты.]. Контроль и в случае необходимости защи­та территории осуществляют международ­ные миротворческие силы, наделенные соот­ветствующими полномочиями и дейст­вующие под эгидой Совбеза ООН. В общинах порядок и безопасность охраняет муниципальная полиция, а в случае необходимости – внутренние войс­ка. На территории дислоцируются между­народные военные и гражданские наблю­дательские и консультативные миссии.
* Предметом самостоятельного обсуждения и решения должен стать вопрос статуса территорий бывшей Российской Империи и Республики Армения (1878-1918/1920гг.), Карской области, южной части области Батуми и уезда Сурмалы. Сегодня эти тер­ритории составляют следующие об­лас­ти Республики Турция – область Карса (9587 км2, 130.000 жителей), Ардагана (5665 км2, 120.000 жителей), Ардвина (7436 км2, 192.000 жителей) и Игдира (3587 км2, 180.000 жителей). Итого 26241 км2 (3,4%) и 779.000 жителей (1.1%) (Приложение II). Над этими территориями, в отличие от Вильсоновской Армении, должен быть установлен прямой суверени­тет Армении.

10. Процесс решения Армянского вопроса, как фактор и средство усиления Армении

Окончательное и приемлемое решение Армянс­кого вопроса не только имеет жизненно важное зна­чение для независимого и достой­ного существова­ния Республики Армения, но также сам процесс решения имеет решитель­ное значение для усиления армянской госу­дарственности и, соответственно, для ее непрерывного существования.

Политология давно выработала формулу расче­та мощи государства. В американской политологии оно известно, как формула Яблонского (Jablonsky) [David Jablonsky, National Power, Parameters, vol. 27, 1, Spring, 1997, p. 34-54.]:

Pp = (C + E + M) × (S + W) ,

где Pp (Perceived power) – вычисляемая мощь, C – (Critical mass: population+territory) определяю­щая масса: населе­ние+территория, E (Economic capabili­ty) – экономическая мощь, M (Military capabili­ty) – военная мощь, S (Strategic purpose) – страте­гическая цель, W (Will to pursue national strategy) – воля прес­ледования стратегической цели.

Из формулы очевидно, что насколько мощь госу­дарства обусловлена населением, терри­торией, военной и экономической мощью, настолько и нали­чием стратегической цели и целеустремленностью государства для дос­тижения этой цели.

Мощь государства – это не простое сложе­ние оп­ределенных показателей, а умножение существен­ных материальных показателей с суммарным пока­зателем цели и целеустрем­ленности. Независимо от территории, населе­ния, экономической и военной мощи, если у государства нет цели и соответствую­щей воли для ее достижения, то сила государства будет ничтожна, поскольку любое число, умножен­ное на ноль, будет равняться нулю.

Сегодня вопрос Карабаха по нескольким объективным и необъективным причинам, не является общенародной целью.

Политический процесс вынуждения приз­нания Геноцида армян в сущности не может стать общена­родной и, более того, государст­венной целью, если отсутствует ее четкая фор­мулировка и возможность достижения какого-либо значительного результата. Следователь­но, не только решение Армянского воп­роса – исключительная возможность усиления армянской государственности, но и сам процесс, наличие такой цели и политическая воля для ее достижения незаменимые факторы укреп­ления и усиления армянской государствен­ности, поскольку Родина, у которой нет цели – это лишь место жительства.

Заключение

Анализируя вышесказанное, а также учитывая вышеупомянутые положения о решении Армянского вопроса, можно сделать следующее заключение:

► Решение Армянского вопроса реально и осуществимо.

► Решение Армянского вопроса не имеет аль­тернативы. В случае нерешения Армянско­го вопроса, Республика Армения постоянно будет зависеть от ситуации в соседних странах или от их благосклонности.

► Решение Армянского вопроса – уникальная возможность усиле­ния армянской государственности и единственный путь процветания армянского народа.

.

.

Ара Папян

Руководитель центра «Модус Вивенди»,

Чрезвычайный и полномочный посол

Армении в Канаде (2000-2006)

Октябрь 2008г. – март 2009г.

Ереван – Оттава

http://www.yerkramas.org/2010/05/09/koncep...nskogo-voprosa/