Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Туринская плащаница
Армянский форум Вардананк [армяне, политика, история, военное дело] > Наши интересы > Наука и техника
Frezy_Grant
Туринская плащаница — средневековая христианская реликвия — сфабрикована Леонардо да Винчи, утверждают американские ученые.
По их словам, да Винчи перенес на ткань плащаницы собственное изображение при помощи техники, предвосхитившей фотопечать.



Леонардо да Винчи перенес изображение самого себя на Туринскую плащаницу. Данное заявление сделал ряд американских экспертов в эфире британского телеканала Channel Five, пишет Telegraph. По преданию, плащаница — это полотно, в которое было завернуто тело Христа после смерти. На ткани отпечатались его лик и тело.

Американка Лилиан Шварц — сотрудник Школы визуальных искусств Нью-Йорка — заявляет, что да Винчи, используя камеру обскура (предшественник фотоаппарата), перенес собственное изображение на ткань.

Изображение нанесено в темной комнате, сверху оно было покрыто сульфатом серебра. Это химическое вещество было известно в Центральной Италии уже в XV веке. В результате этого изображение стало светочувствительным. Далее солнечные лучи, пропущенные через линзы, установленные на одной из стен комнаты, попадали на материал, в результате чего и проступало изображение.

Ряд экспертов поддержал предположение Шварц. «Если смотреть на плащаницу невооруженным взглядом, то виден негатив портрета человека», — высказывает мнение историк искусства, профессор из ЮАР Николас Аллен.
Другие историки замечают, что если кто и был способен работать с камерой обскура, то это был да Винчи. Кроме этого, создатель плащаницы должен быть еретиком, человеком, не боящимся подделать изображение Христа.

«Он хотел оставить что-то в будущем, внести свой вклад, и не просто ради искусства и науки, а ради самого себя», — заявляет в эфире исследовательница Линн Пикнет.

Предположительно, подделка да Винчи предназначалась для того, чтобы заменить более раннюю версию плащаницы, оказавшуюся «грубой подделкой». Она была куплена в 1452 году Людовиком Савойским, после чего исчезла на 50 лет. Когда она таинственным образом вновь «нашлась», то представляла собой вполне правдоподобную реликвию, потому что ее выполнил Леонардо, утверждает Шварц.

В то же время радиоуглеродный анализ, проведенный в 1988 году, выявил, что реликвия сделана в период с 1260 по 1390 годы.

Шварц стала известна еще в 1980−е годы, когда заявила, что лицо Моны Лизы – это портрет самого да Винчи. Для доказательств она использовала компьютерное сканирование, которое выявило одинаковые пропорции лица.

http://www.infox.ru/
Armen_hay
И все это не умаляет его достоинств, а доказывает, что он был ВЕЛИКИМ гением своей эпохи.
Frezy_Grant
Вообще-то это предположение, а не доказанный факт. Вокруг плащаницы давно уже ученые копья ломают. Её по-всякому исследовали - ткань изучали, собирали с неё микроскопическую пыльцу растений, чтобы понять, в каком регионе её создали. А как появился рисунок на ткани - до сих пор понять не могут.
celtic
Не верю, что так все просто:) Впрочем кому как. Лик Господа не всем дано изобразить. Там есть такие детали, я ситала подробный анализ Туринской Плащаницы - и это спорно, что более поздним сроком датируется Там есть многоо деталий, в частности частички крови, положение тела , остатки крови в определенных местах, что говорит именно о том, что тело заворачивали и оно кровоточило. И еще остатки растений, которые росли именно в той местности. Кроме всего сама материя , ее волокна.
Спорить я не буду- лик Господа- это чудо нас и радость.smile.gif
Frezy_Grant
Метод радиоуглеродного анализа не безупречен, поэтому датировка под сомнением.
MEFistofeles
Кстати анализ 88 года - штука очень странная была. Этот анализ разбирали в передаче по НэшнлДжиогрэфик, так вот они выяснили одну деталь - видеозапись анализа должна была вестись непрерывно, и вроде было так, но в один промежуток, помоему переноса отрезанного ласкута в другую комнату, видеозапись прерывется и остаётся открытым вопрос - и ведущий поставил вопрос - а был ли этот ласкут тем что отрезали? И задал его не просто а выдвинул целую гипотезу о том почему церковь сама может "подстроить" ошибку не в свою пользу. К сожалению самой теории не помню.

А вот интересная статья:

Цитата
ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА - ВЫЗОВ НАУКЕ
Когда я узнал, что весной мне предстоит двухмесячная командировка в Италию, первой мыслью было - Турин, Плащаница ...
И вот я в Турине. Собор Плащаницы , специально построенный для ее хранения, особого впечатления не производит, т.к. ты его просто не видишь вплоть до окончания паломничества (именно так - паломничество - называют посещение Плащаницы ). К Плащанице , выставленной в соборе, паломники проходят довольно длинный и медленный путь по специально сделанным дорожкам с ограждениями, верхним перекрытием и охраной...

Вход в собор - через специальный тамбур (не через центральный вход). Все это, по замыслу устроителей, должно подготовить человека ко Встрече.
Длинная медленная процессия, знаки-напоминания: "Тише! Используйте время для медитации" (именно так - на восточный манер - для медитации, а не для молитвы).
Потом - большой холл, где на "киношном" полотне показывают короткий фильм о Плащанице . Увеличенные кадры, пояснения изображений - все, чтобы облегчить встречу, которая произойдет скоро и продлится не так долго - 3 минуты. Столько времени человеку позволено стоять в непосредственной близости с Плащаницей , которая находится на высоте около 2-х метров и на расстоянии примерно 3-х метров от тебя...
И вот - Плащаница . Пытаюсь сосредоточиться, помолиться. Видно гораздо хуже, чем на увеличенных, красочных кадрах фильма, слева и справа толпятся люди. Признаюсь честно, при всем подготовительном настрое, я ощутил гораздо меньше того, что чувствовал, когда рассматривал снимки и наблюдал фильм. Мои три минуты истекли. "Проходите, проходите," - и наша группа покидает "место Встречи".
Потом можно вновь войти в собор, уже через центральный вход и постоять (правда уже значительно
дальше) у Плащаницы .
Вспоминая свое посещение Туринского Собора я все время задаю себе вопрос: ну почему все-таки я чувствовал так мало? Ведь для верующего человека это место - одна из главных святынь, сравнимая
разве что с Иерусалимом...
В.Л.
В 1988 году группа ученых, проводившая по просьбе Ватикана анализ Плащаницы с целью точного
установления возраста, вынесла вердикт: дата "рождения" Плащаницы - между 1260 и 1390 годами.
Датировка была основана на радиоуглеродном методе определения возраста материала. Но уже через год в результате исследований, проведенных Британским советом по науке и технике, обнаружилось, что при опредлении возраста материалов с помощью радиоуглеродного метода возможны грубейшие ошибки.

ИСТОРИЯ

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ
Все четыре Евангелиста (Мк. 15:42-47; Мф. 27:57-61; Лк. 23:50-56; Ин. 19:38-42) сообщают о том, что Иисус был положен в новую могилу, которую Иосиф из Аримафеи высек в скале. Первые три Евангелиста сообщают, что "... после того, как они Его сняли... они завернули Его в Плащаницу ..."

544 год
Необычный образ Христа ("Спас Нерукотворный") хранится в Эдессе (сейчас Урфа, Турция). Многие ученые считают, что это была Плащаница , хранившаяся, однако, в свернутом виде: так, что можно был видеть только Лик.
944 год
Эдесский образ перевезен в Константинополь. Там Плащаница была развернута, так что можно было видеть отпечаток всего тела.
1147 год
Французский король Луи VII посетил Константинополь и поклонился Плащанице .
1204 год
Год взятия Константинополя крестоносцами. Письменное свидетельство крестоносцев с подтверждением того, что они видели " Плащаницу Господа".
1353 или около того
Плащаница появляется в деревне Лире, Франция, и является собственностью Жоффруа де Шарни. С этого момента нахождение Плащаницы на Западе тщательно документировано.
1502 год
Плащаница хранится в серебряном футляре, помещенном в специальную нишу, сделанную в стене часовни, построенной для хранения Плащаницы .
1532 год
В ночь с 3 на 4 сентября в часовне случился пожар.
Одна сторона серебряного футляра Плащаницы накалилась докрасна. Капли расплавленного металла попали и на Плащаницу . Плащаница сильно пострадала.
1534 год
С 15 апреля по 2 мая монахини из ордена кларисс в Шамбери штопали и зашивали прорехи, образовавшиеся вследствие пожара. Эти заштопанные места сохранились на Плащанице и по сей день.
1578 год
14 сентября 1578 года Герцог Эммануил Филиберт перевозит Плащаницу в Турин, чтобы сократить утомительное путешествие для архиепископа Карла Борромео, который решил пройти пешком из Милана в Шамбери в знак исполнения обета, данного им во время чумы 1576 года.
1898 год
В честь ряда исторических событий, праздновшихся в Турине в это время, решено было провести выставку религиозного искусства. В рамках этой выставки, с 25 мая по 2 июня Плащаница была выставлена для всеобщего обозрения.
1931 год
С 3 по 24 мая в Турине прошла еще одна экспозиция Плащаницы ...
После сенсации, вызванной первыми фотоснимками в 1898 г., ученые настойчиво просили продолжить фотосъемки. Такая возможность предоставилась во время выставления Плащаницы в 1931 г.
Задача вновь сфотографировать Плащаницу была поручена Джузеппе Энри.
Он сделал три фотографии Плащаницы во всю длину и девять фотографий деталей. Были использованы девять фотопластинок размером 40x50 см, одну 30x40, одну 24x30 и одну 18x24.
1933 год
С 24 сентября по 15 октября - Плащаница вновь выставлена для паломников. Этот показ также дал возможность проверить точность фотографий Плащаницы , сделанных Энри в 1931 г. Теперь уже повсеместно признавалась необычная природа происхождения образа на Плащанице ... Интерес к ней значительно возрос и дал новый импульс для изучения и научных исследований.
1939-1946 годы
Чтобы сохранить Плащаницу от возможных повреждений вследствие военных действий, она была секретно перевезена в Монтеверджино, где хранилась в бенедиктинском монастыре.
31 октября 1946 года
Плащаница возвращена в Турин.
1898 год
Во время частного осмотра, проводившегося с 16 по 18 июня 1969 г., Джованни Баттиста и Джудика Кордилья было официально поручено фотографирование Плащаницы . Он сделал черно-белые, цветные и ультрафиолетовые фотографии при нормальном свете, при Wood свете и при инфракрасном свете.
1973 год
В целях исследования кровяных пятен и микроскопических ультраструктур 9 нитей и 6 фрагментов нитей размером от 4 до 28 мм были взяты из Плащаницы .
1978 год
Самая длинная в истории экспозиция Плащаницы с 26 августа по 8 октября.
В общей сложности в течение 120 часов, начиная с самого раннего утра под воскресенье, 8 октября, до следующей пятницы, 13 октября, 44 ученых, как итальянских, так и иностранных, проводили исследования Плащаницы , которая была разложена во всю длину на вращающемся столе в холле Королевского дворца.
1983 год
В 1452 г. (или, по мнению некоторых историков, в 1453 г.) Маргарита де Шарни, не желая возвращать Плащаницу церковнослужителям Лире, которые вызвали ее в Безансон и в Трои с тем, чтобы под давлением властей заставить ее вернуть им Плащаницу , уступила Святыню Савойскому герцогу Луису и его супруге Анне Кипрской.
Таким образом, Плащаница стала собственностью Дома Савоев и была ею в течение 530 лет до тех пор, пока 18 марта 1983 г. не умер король Умберто II. В соответствии с его волей, Плащаница переходила в собственность папского престола. Документ о дарении был подписан 18 октября этого же года.
1993 год
24 февраля 1993 г., когда уже нельзя было откладывать реставрационные работы в часовне Гарини (здание уже было в таком состоянии, что находиться в нем было опасно), Плащаница была временно перенесена в близлежащий кафедральный Собор Турина.
Вертикальный прозрачный стенд, спроектированный архитектором Андреа Бруно, был сделан из толстого пуленепробиваемого стекла, что предотвращало его от повреждающего удара или преднамеренной атаки. Крайняя простота стенда была задумана специально для того, чтобы сконцентрировать внимание посетителя на находящейся внутри стенда Святыне.
1997 год
В ночь с 11 на 12 апреля 1997 г. страшный пожар разрушил часовню, где раньше находилась Плащаница , и близлежащую башню Королевского дворца, угрожая достигнуть хоров каноников в Туринском Соборе, где была в тот момент Святыня.
Команда пожарников города Турина после многих усилий сумела разбить стенд из пуленепробиваемого стекла и вынести Плащаницу в безопасное место.
Комиссия по сохранению Плащаницы спустя два дня после пожара сообщила, что никакого вреда Святыне нанесено не было.
1998 год
В связи с приближающимся двухтысячелетием христианства Плащаница вновь выставлена для посещения в Туринском Соборе.

ХРОНИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1969 год - Плащаница в первый раз подвергается исследованию ученых
С 16 по 18 июня 1969 года в часовне Распятия в Королевском дворце Турина проходил частный показ Плащаницы , целью которого было изучение Святыни комиссией экспертов, состав которой должен был быть назначен кардиналом Микеле Пеллегрино.
Во время исследования у экспертов было время провести непосредственное изучение Плащаницы как "вживую", так и с помощью микроскопа.
Обнаружив, что отпечатки на Плащанице являются изображениями-негативами и исключив любую вероятность того, что их существование вызвано цветной инверсией изображения-позитива, профессор Пол Ви-нон сформулировал в 1901 году так называемую теорию "пароиспарения".
Согласно этой теории, изображения-негативы тела Человека Плащаницы были отпечатаны на полотне в результате реакции алое (смешанного с миром), которым Тело было намащено, и стали в конце концов цветными в результате обильного испарения аммиачных паров, вызванных брожением мочевины, содержащейся в крови и в поте.
С некоторыми изменениями эта теория была вновь вызвана к жизни новыми исследованиями, проведенными профессорами Руджеро Романезе в 1939 году и Джован-ни Джудика Кордилья в 1941 году, а также Доном Гаетано Интрильо, Марио Морони и, в особенности, д-ром Себастьяно Роданте.

Происхождение изображения
Для д-ра Рэя Роджерса из Национальной Ученой Лаборатории Лос Аламос "... наиболее вероятной гипотезой существования изображений является то, что произошло изменение цвета/обесцвечивание вследствие изменения изначальной тепловой структуры или же вообще по причине какого-либо возгорания". Более поздними исследованиями Морони, Роданте, Ин-трильо было доказано, что эта гипотеза не имеет под собой оснований.

Изучение изображения
Ученые-исследователи Дон Линн и Жан Лорр из Лаборатории Реактивной силовой установки в городе Пасадена, штат Калифорния, показали, что изображение на Плащанице не имеет привилегированных направлений, т.е. следов работы человеческих рук. Таким образом, Плащаница не может быть произведением художника, так как он использовал бы при работе стандартную технику мазка кисточкой, приемов которой при исследовании не было обнаружено.
После 1978 года группа исследователей, работавших в рамках проекта по исследованию туринской Плащаницы , сделала вывод, что изображение было вызвано изменением клетчатки льна, из которого выткана Плащаница . Чем было вызвано само изменение? Байма Боллоне высказал предположение, что именно предохраняющие средства (алоэ и миро) оставили следы на льняной ткани Плащаницы .

1976 год - доклады экспертов
Проведя исследование структуры материала, профессор Дж. Раес в конце своего доклада говорит, что, принимая во внимание все наблюдения, сделанные им во время исследования, он может заявить, что нет точного указания, которое бы дало ему возможность с полным правом утверждать, можно ли датировать ткань Плащаницы временем жизни Христа или же нет.

Исследование пыльцы
Исследование пыли, прилипшей к поверхности Плащаницы , позволили д-ру Максу Фрею сделать некоторые первоначальные выводы: наличие на Плащанице мельчайшей пыльцы растений, произрастающих в пустыне Палестины.
Пыльца, наиболее часто находимая на поверхности Плащаницы , идентична пыльце, наиболее часто встречаемой в осадочных породах Геннисаретского озера, в тех пластах земли, которым 2000 лет.
Еще один тип пыльцы имеет своим происхождением Малую Азию, а точнее, окрестности Константинополя. Также присутствует большое количество частиц пыльцы из Франции и Италии.
Таким образом, логично предположить, в свете полученных данных, что историческая и географическая жизнь Плащаницы отражает перемещения, которые она претерпела в течение веков.
Профессор Туринского университета Пьерлуиджи Байма Боллоне, выступая перед слушателями Медицинской академии Турина, заявил, что в результате его собственной судебно-медицинской экспертизы на нитях, взятых из Плащаницы в 1978 году, были обнаружены следы алоэ, мира и крови ("Журнал Туринской Медицинской Академии", CXLIV, 1981).

Маленькие монеты на глазах
В 1979 году профессор юридических наук Ф. Франсис Л. Филас обнаружил след маленькой монеты (lituus) на правом веке Человека Плащаницы . Впоследствии, синдонолог* и специалист по монетам Марио Морони сделал предположение, что эту монету можно идентифицировать как dilepton lituus, отчеканенную Понтием Пилатом в конце 29 г. нашей эры.
В 1996 году профессоры П.Л.Байма Боллоне и Н.Балоссино сообщили, что на дуге левой брови они обнаружили след монеты, идентифицированную позже как lepton simpulum, также отчеканенную Пилатом в 29 г. нашей эры.
Сначала ученых смущала "опечатка" в надписи на монетах - греческое слово "кесаря" (кайсарос) было написано с латинским С (как в латинском слове caesar). Однако впоследствии были найдены монеты точно с той же ошибкой.

Является ли Плащаница иконографической моделью для ранних изображений Иисуса?
История по большей части основана на документах, которые могут быть как письменными так и изобразительными, воспроизводящими или же описывающими кого-то или что-то в прошлом. Таким образом, иконография также является историческим документом.
Возьмем, к примеру, солнечный зонт, которым пользовался папа Иоанн VII (705-707) и который показан на рисунке, выполненном архивариусом Гримальди в начале XVII века. На нем Спаситель изображен лежащим в своей гробнице - так, как на Плащанице .
Этот факт, даже если он и не содержит в себе полного и ясного доказательства того, что Плащаница является подлинной, тем не менее заставляет нас думать, что это изображение должно было каким-то образом связано с загадочной фигурой на Плащанице ; что, в свою очередь, дает основания предположить, что какие-либо святыни подобного типа могли быть знакомы создателю зонта.
Согласно мнению синдонолога и специалиста по монетам Марио Морони, Плащаница была широко известна до 1000 года. Он доказывает этот факт схожестью изображений Христа на золотых монетах Византии и Лика на Плащанице , который несомненно послужил для них прототипом.
Изображение на византийской монете 692 г. и Святой Лик на Плащанице . Сравнение показывает, что они имеют нижеследующие общие черты:
1. Пучок волос в центре лба, возможно отображающий струйку крови, видимую на Лике Плащаницы . (Это свидетельствует о неверном прочтении изображения Плащаницы . Христос, как известно из Евангелия, был назоре-ем (т.е. не мог стричь волос), поэтому такого завитка у Него просто не могло быть).
2. Необычное изображение лица Христа: волосы закрывают уши так же, как и на Плащанице .
Последние компьютерные исследования, проведенные профессором Нелло Балоссино (факультет информационных технологий Туринского университета) показывают, что некоторые изображения Христа, сделанные в первом тысячелетии христианской эры, возможно, были заимствованы с Лика на Плащанице .
В четырех примерах, приведенных ниже, черты этих древних изображений были наложены с помощью компьютера на изображение Лика на Плащанице . Совпадение черт, как мы видим, значительное.

1988 год – радиоуглеродное исследование образцов ткани Плащаницы
12 апреля 1988 г. образец ткани был взят из левого верхнего угла Плащаницы . Еще 24 ноября 1973 г. из той же части Плащаницы был уже взят кусочек и передан профессору Дж. Раесу для структурного анализа ткани.
Размер взятого в 1988 г. кусочка был 8,1x1,6 см (доклад профессора Франко Тесторе на Парижском Международном Симпозиуме, посвященном Туринской Плащанице в сентябре 1989 г.). Затем были устранены истрепавшиеся части по периметру этого кусочка, после чего размер его уменьшился до 7x1 см.
13 октября 1988 г., шесть месяцев после того, как были взяты образцы ткани, кардинал Анастасио Баллестеро, впоследствии Архиепископ Туринский и папский хранитель Плащаницы , провел большую пресс-конференцию, во время которой он зачитал доклад трех лабораторий, датирующих ткань Плащаницы временем между 1260 и 1390 гг.
В 1989 г. Британским советом по науке и технике была проведена проверка точности радиоуглеродного метода. Для оценки точности этого метода было привлечено 38 лабораторий из разных стран мира. Удовлетворительные результаты были получены лишь в 7 лабораториях - в остальных ошибки достигали двух-, трех- и более кратных значений. При сопоставлении данных, полученных разными исследователями, и при использовании различных вариаций технологии определительных работ стало ясно, что ошибки в определении возраста связаны не только с неточностями определения радиоактивности образца, как это считалось ранее, но и с технологией подготовки образца к анализу. Искажения в диагностике возникают при нагревании образца, а также при некоторых способах его предварительной химической обработки.

Как насчет других плащаниц ?
В христианстве существует много других плащаниц : достаточно лишь просмотреть неполный их список, напечатанный в Sindon N.S., 03/1991. Однако все они, кроме Туринской Плащаницы , сделаны человеческими руками, что видно уже при одном взгляде на них.
За прошедшие столетия существовала своего рода целая индустрия изображения плащаниц . Однако глядя на них, совершенно ясно, что все они были скопированы с какого-то подлинника (архетипа), даже в том случае, если не указаны место и дата, где и когда они были сделаны. И все они являются попытками, часто наивными и неуклюжими, воспроизвести что-либо похожее на Туринскую Плащаницу .

Может ли быть Человек Плащаницы идентифицирован?
Некоторые критически настроенные ученые пытаются разрешить тайну Плащаницы , усомнившись в том, что изображение, отпечатанное на Плащанице , - действительно изображение Иисуса Христа. Очевидно, что для того, чтобы представлять интерес с научной точки зрения, исследование должно основываться исключительно на объективных соображениях. Ниже приводится исследование, сделанное на основе принципа вероятностей профессором Туринского Университета Бруно Барберисом, которое дополняет исследования таких ученых как Ив Делаж, Поль Дегай и Тино Зеули. Метод исследования, являющийся совершенно научным, основан на крайне простых заключениях. :
Если подбросить монету вверх, вероятность того, что она упадет на ту сторону, которую вы выбрали, равна 1/2. Если подбросить вверх игральную кость, то вероятность того, что она упадет на ту сторону, которую вы выбрали, будет равна уже 1/6. Если же вы подбросите одновременно вверх и монету, и игральную кость, то, так как два эти события происходят независимо друг от друга, вероятность того, что и монета, и игральная кость упадут на ту сторону, которую вы выбрали для каждой комбинации признаков, будет равна 1/12 (1/2x1/6=1/12).
Давайте теперь рассмотрим семь наиболее характерных черт, присущих как Иисусу из Назарета (согласно повествованию Библии), так и Человеку Плащаницы , и посмотрим, какова вероятность того, что совпадут все эти признаки у двух разных людей, живших в одно и то же время и претерпевших распятие на Кресте.
1. Оба - и Иисус и Человек Плащаницы - были завернуты в саван после смерти на кресте. Заметим, что не все распятые на кресте люди могли быть похоронены обычным порядком. (Это было самое постыдное из всех наказаний, предуготовленное для рабов, разбойников и убийц, даже после смерти к их телам относились с презрением). Вероятность 1/100.
2. И у Иисуса, и у Человека Плащаницы на голове был терновый венок. Ни один исторический документ не упоминает о подобной практике. Предположим, что вероятность в этом случае будет 1/5000.
3. Горизонтальная часть креста очень сильно давила на плечи как Человека Плащаницы , так и Иисуса. Лишь от случая к случаю осужденные должны были нести горизонтальную часть креста к месту казни. Вероятность 1/2.
4. Та же самая вероятность (1/2) касается способа, каким руки и ноги были прикреплены к дереву креста. Они были прибиты гвоздями, хотя более легкий и быстрый способ был просто привязать их веревкой.
5. На Плащанице видна рана на правой части тела Человека, завернутого в нее. Евангелие от Иоанна (19:33-34) повествует нам, что в случае с Иисусом "вместо того, чтобы перебить у Него голени, один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода". Вероятность 1/10.
6. Человек Плащаницы после того, как был снят с креста, был тут же завернут в саван; ни обмывания, ни помазывания тела не было. С Иисусом было то же самое, так как на пороге была еврейская пасха, во время которой нельзя было работать. Вероятность 1/20.
7. На Плащанице виден отпечаток человеческого тела, но нет никаких следов гниения. Видимо человеческое тело было завернуто в саван на небольшой период времени, но в то же самое время этого было достаточно, чтобы смогли отпечататься контуры тела. А тело Иисуса, не находилось ли оно в гробнице не многим более, чем 30 часов, с вечера пятницы до рассвета в воскресенье? Это необычный случай совпадения, вероятность 1/500.
На основании этого анализа Барберис выводит совокупную вероятность, которая получается путем умножения всех вероятностей в каждом из семи примеров. Таким образом:
1/100x1/5000x1/2x1/2x1/10x1/20x1/500= = 1/200.000.000.000
Вместе с предшествующими ему учеными Барберис сумел вывести, что из 200 МИЛЛИАРДОВ гипотетических жертв, распятых на кресте, только ОДИН может обладать теми же самыми идентичными чертами, присущими Иисусу и Человеку Плащаницы , и Евангелие сообщает нам это имя: ИИСУС ХРИСТОС, который пострадал при Понтии Пилате, был распят, умер, был погребен и на третий день воскрес из мертвых.

Рана в груди
На фронтальной стороне Плащаницы мы видим в левой части изображения (то есть в правой части тела) большое излияние крови, вызванное раной, нанесенной либо прокалыванием, либо порезом. Кровяное пятно простирается вверх на 6 см и стекает вниз, делясь на ручейки и изгибаясь, более, чем на 15 см. Это видимо и есть рана, вызванная ударом копья римского солдата. В данном случае была поранена стенка грудного сосуда, так как из раны вытекло большое количество крови. Удар копьем был нанесен телу, о чем говорит природа вытекшей жидкости, означающей, что разделение клеточных и серозных компонентов уже имело место.
Наиболее приемлемое объяснение этому заключается в том, что скорее всего во время крестной смерти произошло грудное кровоизлияние (haemothorax), то есть кровь вытекла в правую полость плевры. Копье прошло стенку грудного сосуда, высвободив тем самым оставшуюся кровь вместе с клеточным компонентом, на который сверху вытек серозный компонент.

Предплечья и руки
На фронтальной стороне Плащаницы можно увидеть рану, причиненную пригвождением ладони. Хотя на самом деле не ладони (как обычно изображается на иконах), а части тела, называемой "точка Дессо". Здесь находится естественный разрыв между костями, что позволяет легко вбить гвоздь в руку; следовательно рана была вызвана пригвождением ко кресту.
Вонзенный в это место гвоздь повредил срединный нерв (который является чувствительным и двигательным нервом), вызвав сжатие мускулов с последующим сгибанием большого пальца внутрь ладони, поэтому большой палец не виден на Плащанице . Если бы Плащаница была поддельной, то тот, кто подделывал бы ее, никоим образом не мог бы представить себе этого и изобразить такую мелкую деталь. Верхние конечности тела были вынуждены последовать вниз за руками, который были распяты на горизонтальной части креста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После изучения шести фотографий деталей Плащаницы (три с фронтальной стороны и три с задней стороны) с комментариями и заголовками, взятыми по большей части из исследований, проведенных докторами медицины Пьером Барбе, Джузеппе Казелли и Пьерлуиджи Байма Боллоне, остается только задать следующие вопросы:
Убедившись с помощью доказательств науки, что Плащаница не является нарисованным изображением, зададимся вопросом, кто много веков назад, используя какую технику с самым безупречным реализмом, не допустив ни одной мельчайшей ошибки, все предусмотрев, смог создать изображение в негативе, при том, что такую версию ученые могли предложить лишь в первой половине XIX века с открытием фотографии?
Кто много веков назад с таким совершенством смог бы создать:
- Анатомические и патологические детали человеческого тела?
- Различные типы крови (артериальную, венозную, смешанную и трупную)?
- Руки, пронзенные через запястье, как того требует анатомия для того, чтобы тело держалось на кресте, хотя это резко расходится с многовековой традицией иконографии?
- Сокращение большого пальца по причине повреждения срединного нерва?
- Рану в левой, а не в правой части груди - изменение, которое случается только при замене изображения-позитива на изображение-негатив?
- Какой ум смог разработать и расположить следы ударов бича со свинцовыми наконечниками и затем определить, как эти следы сходятся: книзу на спине, крестообразно на бедрах, кверху на икрах ног, и все это относительно одной точки, то есть той, где должен был стоять палач?
Но как совместить все вышеупомянутые детали с радиоуглеродной экспертизой, которая датирует Плащаницу временем между 1260 и 1390 гг.? Единственное, что остается - это допустить возможность "жестокой" подделки в Средние века, когда кто-то сознательно подверг своего современника точно таким же мучениям, каким подвергли Христа, единственно лишь с целью получить отпечаток контуров тела на куске льняного полотна. Но тогда, как смог этот человек получить отпечаток изображения только на одной стороне полотна, когда даже сейчас, в XX веке, несмотря на все научные достижения, неизвестно, каким образом можно это сделать? Как он смог достичь того, что на полотне обнаружены частицы пыльцы из Палестины и Малой Азии, а также из Франции и Италии? Как смог этот человек на лице Человека Плащаницы изобразить детали, которые смогли обнаружить лишь при помощи недавно изобретенного трехмерного фотографирования, как, например, отпечатки двух монет, одной на правом глазе, а другой на дуге левой брови?
Столкнувшись с таким впечатляющим совпадением очевидности всех обстоятельств, подкрепленным научным доказательством, аргументами и согласованностью, мы вынуждены воспринять сообщение, которое мы получаем от этого Полотна, и от Человека, который был завернут в него.
Ив Делаж, крупный французский ученый и профессор Сорбонны, не верующий, свободомыслящий, как он себя сам называет, сказал в одном из своих докладов Парижской Академии Наук: "Если это не Христос, то должно быть, какой-то преступник. Но как мы можем совместить этот факт с чудным выражением благородства, которое излучает это Изображение?".

ЧТО СКАЗАТЬ?
Если суммировать все, что известно о Плащанице из истории и в результате научных исследований, то можно сказать одно: на сегодняшний день есть достаточно веские основания, чтобы полагать, что Туринская Плащаница и есть именно тот саван, которым был обернут Иисус Христос. Вместе с тем, имеются и серьезные сомнения в ее подинности. С точки зрения науки, основные "за" и "против" выглядят следующим образом:

ПРОТИВ
1. История Плащаницы достоверно известна и задокументирована примерно лишь с 1357 года, когда она появляется в деревне Лире (Шампань).
2. Проведенная в 1988 году радиоуглеродная датировка образцов льна Плащаницы дала следующий результат: пряжа изготовлена между 1260 и 1390 годами.
3. Согласно мнению одного из американских химиков, анализировавших образцы пыли, взятые с Плащаницы в 1978 году, на ней имеются следы железа и киновари, входящих в состав красителей, что свидетельствует о работе художника...

ЗА
"За" говорят, прежде всего, форма и содержание самих изображений (Фотографический негатив изображения представляет сосбой очень достоверное ПОЗИТИВНОЕ изображение мертвого тела на черном фоне).
A) Зачем было средневековому фальсификатору (допустим, что он имел понятие о негативности и знал, как ее получить), "обращать" достоверное изображение в нечто похожее на привидение?
Б) До сих пор не было ни одной удавшейся попытки точно скопировать изображения: копии оказываются необратимыми и анизотропными.
cool.gif Наблюдения под микроскопом показали, что изображение состоит не из вкраплений какого-либо красящего вещества, а из внешнего побурения поверхности волокон, как бы от легкого прикосновения горячим предметом. Однако попытки получить подобное изображение с помощью нагревания статуи или барельефа показали, что такое не под силу даже ученым XX века.
Г) Фотографии 1898, 1931 и 1978 годов тщательно изучались патологоанатомами и судебно-медицинскими экспертами. Их единодушное мнение: предположить такое знание анатомии, физиологии и морфологии в Средние века или даже много позже невозможно. А использовать это знание для создание подобных изображений без фотоаппарата и соответствующего объекта невозможно даже в наше время. Врачи смогли установить основную причину смерти (асфиксия и сопутствующие ей процессы), отличить кровь от сукровицы, венозную кровь от артериальной, прижизненные раны от посмертных.

САМОЕ СЕРЬЕЗНОЕ СОМНЕНИЕ
- радиоуглеродный метод.
Прежде всего, не лишены некоторых оснований подозрения в недобросовестности экспертов: они не скрывали своего неверия в подлинность Плащаницы и нарушили ряд ими же самими предложенных правил проведения опытов.
Кроме того, точность самого метода подвергается сегодня большим сомнениям в среде ученых. Практически нет сомнений, что на полученные радиоуглеродным способом данные оказали влияние загрязнение, пожар 1532 года, грибок, образовавший на ней паутину и т.д.
Нерешенными до сих пор проблемами являются две: способ образования отпечатка на Плащанице и способ отделения тела от Плащаницы . Они-то и являются основным вызовом науке.
"Становится совершенно непонятным, кто, как и зачем создал такую гениальную по замыслу и исполнению, но совершенно бессмысленную в своей (никому не видной и бесполезной) изощренности, фальшивку. Приходится воображать фальсификатора носителем совершенно немыслимых для своего времени знаний, подозревать его в совершенно немыслимом злодеянии: распятии похожего на Христа человека в целях получения его изображения. И при этом ничего не прояснить." (С.Муравьев).

ПЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ
Вот все, что сегодня известно ученому миру о Плащанице . Как видим, научные данные не дают однозначного ответа даже на вопрос о возрасте Плащаницы . Что же касается природы образования отпечатка и характера отделения тела от ткани - тут вообще полная тайна.
Но даже если предположить, что научный положительный ответ будет вскоре дан, то вряд ли это станет доказательством веры для всех. Ведь сегодня мало кто из историков сомневается в историчности Христа, однако, далеко не все читавшие Евангелие стали христианами... Многие видели пустую гробницу, но даже апостолы не сразу поверили, что Христос воскрес.
Почему же так происходит, что мы все время требуем как можно более осязаемых доказательств, но, получая их, продолжаем сомневаться и требовать новых? И круг этот порочно бесконечен...
Думается, что ответ на этот вопрос дан уже в самом Евангелии: "Царство Божие внутрь вас есть". Ведь ни Плащаница , ни Евангелие не есть СПОСОБ утверждения человека в вере. Это благая весть (греч. Евангелие) о Христе хотящим верить. Это рассказ о необходимости ВСТРЕЧИ с Живым Богом. А для встречи этой не важно, находитесь ли Вы в Турине, рядом с Плащаницей , или в Москве, за тысячи километров от нее. Потому что совершается эта Встреча всегда в одном и том же месте - сердце человека. И Тайна этой Встречи выше любой науки.

Литература:
1.Gino Moretto. The Shroud. STPAULS, 1998.
2. Протоирей Глеб Каледа. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. Издательство Зачатьевский монастырь, Москва, 1998.
3. Интервью с Сергеем Муравьевым. "Русская мысль", № 4224. 28 мая - 3 июня 1998 г. С. 21. С.Муравьев - соавтор вышедшей недавно во Франции книги о Плащанице : А. Cherpillod. S.Mouraviev. Apologie pour le Suaire de Turin (Pris -Moscow, "Myrmekia", 1998). Интересно отметить, что в интервью С.Муравьев сразу оговаривается: "хотя я крещен и получил в детстве христианское (православное) образование, по убеждениям я - "агностик"".
celtic
Меня вот эт овсегда очень интерсовало:)

В 1898 г. в Париже проходила международная выставка религиозного искусства. На нее привезли и Плащаницу из Турина, представив ее как плохо сохранившееся творение древних христианских художников. Плащаницу повесили высоко над аркой, а перед закрытием выставки решили сфотографировать. 28 мая археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал два снимка. Один негатив оказался испорченным, а другой, размером 60х50 см, вечером того же дня он опустил в проявитель и оцепенел: на темном фоне негатива выявлялся позитивный фотографический портрет Христа Спасителя - Лик с неземным выражением красоты и благородства. Всю ночь просидел Секондо Пиа в благоговейном созерцании, не отрывая глаз от портрета так неожиданно представшего у него в доме Христа Спасителя.

"Святая Плащаница Христова, - размышлял он, - сама каким-то невообразимым образом представляет собою фотографически точный негатив; да еще с огромным духовным содержанием! Этой Святой Плащанице, этому удивительному в человеческий рост негативу гораздо больше тысячи лет. А ведь нашей-то новоизобретенной фотографии всего лишь 69 лет!.. Тут, в этих коричневых отпечатках из Гроба Господня, кроется необъяснимое чудо" {2}.


Вот Лик, что заснял тот фотограф







Цифровые технологии позволили воссоздать лик Христа
Но самый сильный аргумент доказательства подлинности плащаницы нашли эксперты Института криминалистики ФСБ Российской Федерации – они установили, что радиоуглеродный анализ возраста ткани, который сделали двадцать лет назад лаборатории в Великобритании, США и Швейцарии, мягко говоря, был неточным. По мнению доктора технических наук Анатолия Фесенко, возглавлявшего исследования, иностранные специалисты «омолодили» реликвию более чем на тысячу лет, потому что не учли важнейшего обстоятельства. В Средневековье в соборе, где хранилась плащаница, случился страшный пожар, и на ткани осели частицы сажи. Поэтому приборы зафиксировали не возраст самой ткани, а налипших на нее фрагментов соединений углерода…

Частично из Википедии, частично отсюда
феодал
Ватикан сдержанно относится к плащанице и не спешит объявлять о ее причастности к Иисусу.
Где-то читал,что похожий рисунок можно сделать,если ткань подержать на солнце 1 месяц или больше(короче,должны на солнце выгореть определенные места)
Айк
Да Винчи был самым интересным человеком из всех, когда либо существовавших личностей на Земле smile.gif
Таронеци
Видимо, криптоХай.
Айк
Цитата(Таронеци @ 6.7.2009, 23:29) *
Видимо, криптоХай.

Был у меня один знакомый в Ереване историк, который занимался этим вопросом, так он утверждал что даже никакой не крипто, а самый что ни есть настоящий smile.gif
Жил в доме у армян, ходил в армянскую церковь, хотя по пути до нее были две итальянские, рисовал пейзажи Киликии, получал письма из Армении... smile.gif
Frezy_Grant
Эта новость обсуждалась в инете. Кажется, одна женщина-историк, армянка, доказала , что он хай.
Айк
Цитата(Frezy_Grant @ 7.7.2009, 0:08) *
Эта новость обсуждалась в инете. Кажется, одна женщина-историк, армянка, доказала , что он хай.

Не совсем то. Читал когда то, она делала предположения на основании каких-то анализов картин (если не ошибаюсь)...
celtic
Цитата(Айк @ 7.7.2009, 0:03) *
Цитата(Таронеци @ 6.7.2009, 23:29) *
Видимо, криптоХай.

Был у меня один знакомый в Ереване историк, который занимался этим вопросом, так он утверждал что даже никакой не крипто, а самый что ни есть настоящий smile.gif
Жил в доме у армян, ходил в армянскую церковь, хотя по пути до нее были две итальянские, рисовал пейзажи Киликии, получал письма из Армении... smile.gif

А чего он да Винчи? Шифровался? biggrin.gif
Айк
Цитата(celtic @ 7.7.2009, 0:14) *
А чего он да Винчи? Шифровался? biggrin.gif

Это не фамилия, а определение по месту проживания. Леноардо из г.Винчи = Леонардо да Винчи smile.gif
Frezy_Grant
Цитата(celtic @ 7.7.2009, 1:14) *
А чего он да Винчи? Шифровался? biggrin.gif


Не хотел, чтобы завидовали, вот и стал, как все, с итальянской фамилией. biggrin.gif
Айк
Цитата(Frezy_Grant @ 7.7.2009, 0:17) *
Не хотел, чтобы завидовали, вот и стал, как все, с итальянской фамилией. biggrin.gif

Он любил покрывать тайной и мраком многие факты своей биографии кстати говоря )))
Frezy_Grant
Цитата(Айк @ 7.7.2009, 1:19) *
Он любил покрывать тайной и мраком многие факты своей биографии кстати говоря )))


Значит, было что скрывать.
Таронеци
Цитата(Frezy_Grant @ 7.7.2009, 1:22) *
Цитата(Айк @ 7.7.2009, 1:19) *
Он любил покрывать тайной и мраком многие факты своей биографии кстати говоря )))


Значит, было что скрывать.


Не хотел признаваться у кого толму слямзил rolleyes.gif
Айк
Цитата(Frezy_Grant @ 7.7.2009, 0:22) *
Значит, было что скрывать.

Многие известные люди предпочитали окутывать себя тайнами и загадками... Леонардо, кстати, изобрел несколько видов тайнописи (шифрования), и по всей видимости состоял в секретных (запретных) братствах того времени.
Айк
Цитата(Таронеци @ 7.7.2009, 0:24) *
Цитата(Frezy_Grant @ 7.7.2009, 1:22) *
Цитата(Айк @ 7.7.2009, 1:19) *
Он любил покрывать тайной и мраком многие факты своей биографии кстати говоря )))


Значит, было что скрывать.


Не хотел признаваться у кого толму слямзил rolleyes.gif

Да нет же! Просто в городе Винчи трудно было трудоустроится с фамилией инженер Хачикян biggrin.gif
Frezy_Grant
Цитата(Айк @ 7.7.2009, 1:27) *
Многие известные люди предпочитали окутывать себя тайнами и загадками... Леонардо, кстати, изобрел несколько видов тайнописи (шифрования), и по всей видимости состоял в секретных (запретных) братствах того времени.


Какой ужас! Это наверное, то самое братство, которое украло толму, сары гялин и несколько памятников Гейдар бабы. Да, чуть не забыла - еще дудук уворовали, супостаты.
Айк
Цитата(Frezy_Grant @ 7.7.2009, 0:35) *
Какой ужас! Это наверное, то самое братство, которое украло толму, сары гялин и несколько памятников Гейдар бабы. Да, чуть не забыла - еще дудук уворовали, супостаты.

И до сих пор все это каварно хранят где то под акупираваным Ватиканом unsure.gif


П.С. На самом деле, считается, что да Винчи был причастен к одному из братств "илюминатти" ( на этом Дэн Браун своб книгу "код да Винчи" построил biggrin.gif ...)
Frezy_Grant
Иллюминаты были серьезные ребята, с ними не забалуешь.
celtic
Цитата(Айк @ 7.7.2009, 1:28) *
Да нет же! Просто в городе Винчи трудно было трудоустроится с фамилией инженер Хачикян biggrin.gif

Вечный Жид Хачикян rolleyes.gif
Айк
Цитата(Frezy_Grant @ 7.7.2009, 0:43) *
Иллюминаты были серьезные ребята, с ними не забалуешь.

Любили ЗАЖИГАТЬ в те времена laugh.gif biggrin.gif
Frezy_Grant
Цитата(Айк @ 7.7.2009, 1:46) *
Любили ЗАЖИГАТЬ в те времена laugh.gif biggrin.gif


У тебя в подписи что написано? tongue.gif

"Лови же радости и жадно пей вино:
Жизнь коротка, увы! Летят её мгновенья."
Айк
Цитата(Frezy_Grant @ 7.7.2009, 0:50) *
У тебя в подписи что написано? tongue.gif

"Лови же радости и жадно пей вино:
Жизнь коротка, увы! Летят её мгновенья."

Пособие юного алконафта rolleyes.gif
Armen_hay
Коварные дашнаки (с) уже и Да Винчи украли, негодяи!!! Завтра на гей.аз ждите статью, дашнаки украили дрефнево азирпичанского ученого Леонардо Да Винчизаде laugh.gif
Frezy_Grant
Цитата(Айк @ 7.7.2009, 1:58) *
Пособие юного алконафта rolleyes.gif


Не юным тоже полезно помнить о скоротечности времени. rolleyes.gif
Armen_hay
Это типа бухлу все возрасты покорны laugh.gif
Георгий
Александр Мень. ИКОНОГРАФИЯ ХРИСТА И ЗАГАДКА ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ http://www.alexandrmen.ru/books/son_max/app_2.html

В наши дни все чаще можно встретить изображение Иисуса Христа с черной кожей или сидящего в индийской позе “лотоса”. У народов Африки, Азии, Океании зародилось христианское искусство, непривычное на взгляд европейца, но отвечающее стилю “молодых церквей” третьего мира (см.: Lehmann А.. Afroasitische Christliche kunst. Berlin. 1966). Это наглядное доказательство наступления новой эпохи, когда христианство перестает быть “религией белых”, когда вселенский дух Евангелия воплощается в национальных афроазиатских культурах.

Разумеется, если японский или индонезийский художник придает Спасителю черты своих соплеменников, он вовсе не думает, что в действительности Христос выглядел именно так. Но прием, используемый мастером, вполне оправдан, и ведет он свое начало от искусства Византии, средневекового Запада, древней Руси. Ведь лик на мозаике, фреске, иконе - только знак, который указывает на реальность Христа, вечно пребывающего в мире. И знак этот должен соответствовать особенностям каждого народа. Отсутствие же достоверного портрета Иисуса всегда давало простор для подобных модификаций.

Тем не менее многим христианам естественно хотелось бы знать, как выглядел Сын Человеческий в те годы, когда Он жил на земле.

Но можно ли составить об этом представление, если евангелисты не говорят ни слова о Его внешности?

Этот вопрос мы и попытаемся рассмотреть.

Начнем с того, что хотя бы приблизительно известно: с характера одежды Христа. Для этого нужно отрешиться от представлений, навеянных западными живописцами. Почти все они, за редкими исключениями, изображали Иисуса и апостолов с непокрытой головой и без обуви. Однако по каменистым дорогам Палестины люди, как правило, ходили в башмаках или сандалиях (ср.Мк 1,7), а в силу обычая и из-за климата редко снимали головной убор. Последний был трех видов: невысокая шапка типа фригийского колпака (наиболее древняя форма, принятая в эпоху царей), чалма и судхар - покрывало, которое нередко стягивали на голове шерстяным шнуром (современное арабское куфье).

Платье израильтян римской эпохи отличалось однообразием покроя (см.: Троицкий И. Библейская археология, с.112 сл.). У мужчин это был прежде всего кетонет, или хитон, - просторная туника с широким поясом, ниспадающая почти до земли (Флавий И. Арх. III, 7,2). Согласно Ин 19,23, Иисус имел кетонет “не сшитый, а тканый целиком с самого верха”. Такая одежда ценилась; поэтому палачи Христа бросили жребий - кому она достанется. Кетонет бывал голубым, коричневым или полосатым, некоторые экзегеты видят в Мк 9,3 намек на белый цвет (см.: Miller M. and J. Encyclopedia of Bible Life. London, 1967, p.60-61).

Поверх туники носили симлу - плащ из грубой шерсти. Он обычно служил и подстилкой на ночь; в связи с этим Закон повелевал возвращать человеку плащ до захода солнца, даже если тот отдал его в залог (Исх 11,26). При распятии солдаты разрезали верхнюю одежду Христа на части (Ин 19,23).

Благочестивые люди, следуя предписанию (Числ 15,38-40), пришивали к краям плаща голубые кисти, канафы, или ........ . Из Евангелий мы знаем, что они были и на одежде Спасителя (Мф 9,20; Лк 8,44).

Во время молитвы Иисус, по иудейскому обычаю, надевал на плечи таллит (таллиф) - особый продолговатый плат с полосами. Иногда концы закидывались за спину (Талмуд, Шаббат, 147а, Менахот, 41а). Без сомнения, таллит был на Христе во время Тайной Вечери.


Если одежду Иисуса мы в целом можем себе представить, то о Его лице, сложении и росте нет никаких данных. Это объясняется не только тем, что в Иудее изображения находились под запретом. Само Писание почти никогда не останавливается на внешних чертах людей. Правда, о Давиде вскользь упомянуто, что он был “рыжеволос*, с красивыми глазами и приятным лицом” (1 Цар 16,12), но это - редкое исключение.
--------------------------------------------------
* В синодальном переводе - “белокур”.

Новозаветные авторы следуют литературной традиции Ветхого Завета, и потому мы не найдем у них описания облика Иисуса. О нем стали задумываться лишь христиане греко-римского мира, но тогда уже не сохранилось воспоминаний, которые могли бы дать ориентир художникам (см.: Голубцов А. Иисус Христос по внешнему виду. - ПБЭ. Т.IV, СПб., 1905, с.665-675).

Некоторые раннецерковные писатели, ссылаясь на пророчество о Слуге Господнем (Ис 53) полагали, что уничижение Христа относилось и к Его внешности. Св.Иустин, Климент Александрийский и Тертуллиан утверждали, будто Иисус был невзрачен лицом (Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, Климент. Педагог, III, 1; Тертуллиан. О воплощении, IX). Этот взгляд использовал в своей полемике Цельс (ок.170 г.). “Раз в теле Христа, - писал он, - был Дух Божий, то оно должно было резко отличаться от других ростом, красотой, силой, голосом, способностью поражать и убеждать... Между тем оно ничем не отличалось от других и, как говорят, не выделялось ростом, красотой, стройностью” (цит. по: Ориген. Против Цельса, VI, 75).

С III и особенно с IV века, вероятно, под воздействием античных понятий о красоте распространилась противоположная точка зрения. “Само сияние и величие скрытого Божества, - говорил о Христе бл.Иероним, - при первом виде Его могли привлекать к себе смотрящих на Него” (Иероним. На Матфея, IX,9). Однако в этих словах чувствуется скорее догадка, чем знакомство с твердой традицией. Примерно в то же время бл.Августин отрицал существование подобной традиции (О Троице, VIII,5). Впрочем, еще ок.180 г. св.Ириней Лионский вынужден был прямо признать, что “плотской образ Иисуса неизвестен” (Против ересей, I,25).

Из двух догадок вторая представляется более правдоподобной. Если бы у Христа были какие-то телесные недостатки, они сделались бы предметом насмешек Его врагов. Из Евангелий можно заключить, что Иисус вызывал у людей расположение с первого взгляда. “Строго говоря, - замечает Альбер Ревиль, - некрасивая внешность может служить препятствием к этому чувству, если только прекрасная душа не заставляет забывать о некрасивых и грубых чертах лица. Но в таких случаях нужно все-таки некоторое время для того, чтобы преодолеть первое впечатление; в отношении же Иисуса в этом, по-видимому, не было необходимости” (Ревиль А. Иисус Назарянин. Т.I, с.309).

Совершенно неосновательно мнение, будто Христос был хрупок и слаб от природы. Он многие годы занимался физическим трудом, немало странствовал, провел сорокадневный пост. “Под палящими лучами солнца, - пишет Карл Адам, - по тропинкам, ничем не затененным, через дикое нагромождение скал Он должен был в шестичасовом переходе совершить восхождение более чем на 1000 метров. И самое удивительное - Иисус не был утомлен. В тот же самый вечер Он принимает участие в пиршестве, приготовленном для Него Лазарем и его сестрами (Ин 12,2). Значительная часть общественного служения Иисуса протекает вообще не в домашнем уюте, а в открытой природе, подверженной всем превратностям погоды... Нет сомнений, что Иисус сотни раз ночевал под открытым небом и отчасти потому так близко знал лилии в полях и птиц в небе. Только в корне здоровое тело могло соответствовать всем этим требованиям. К тому же эта жизнь странника была полна трудов и необычных напряжений” (Адам К. Иисус Христос, с.94).

Мы уже говорили, какие человеческие черты Христа проглядывают в Евангелиях. Однако полной характеристики Его личности там нет. Апостолы безусловно ощущали дистанцию, отделявшую их от Учителя. “Евангелие, - пишет современный экзегет Джон Л.Маккензи, - это объективные повествования; они говорят нам о том, что можно было видеть и слышать. В них нет ни внутренних монологов, ни психологических мотивировок, которые так любят нынешние романисты... Его личность затрагивается лишь постольку, поскольку она проявлялась вовне. Иисус не был чрезмерно откровенным. Он не был экстравертом, который открывает глубину своего сердца первому встречному... И эта сдержанность сочеталась с величайшей доступностью и дружелюбием. Однако близко Его знавшие чувствовали, что всегда в Нем остается нечто невысказанное. У Него были человеческие чувства, Он не скрывал их, но ученики видели, что Его чувства, в отличие от их собственных, всегда остаются под контролем. Он обладал редкостным достоинством и авторитетом. Но, несмотря на сдержанность, слова и поведение Его были всегда искренними; ни в уловках, ни в дипломатии Он не нуждался” (McKenzie J.L. Mastering of the Meaning of the Bible, 1960, p.75).


Итак, очевидно, что апостольское предание смогло сохранить память о духовном облике Христа, хотя сделать это было куда труднее, чем запомнить Его лицо.

В Средние века многие христиане отказывались верить, что черты Богочеловека забыты, и надеялись заполнить пробел с помощью апокрифов, описывающих Его вид. Один из таких апокрифов приводит в VIII веке св.Иоанн Дамаскин, другой - Никифор Каллист в XIV веке. Особенно популярно было так называемое “Письмо Лентула”, человека, якобы управлявшего Иудеей в евангельские времена (см.: Хитров М. Подлинный лик Спасителя. М., 1894, с.18 сл.). Но, как установил еще Лоренцо Валла (XV век), этот апокриф не древнее XII столетия.

Не раз высказывалось предположение, что эти апокрифы все же опираются на не дошедшие до нас древние изображения.

Существовали ли такие изображения?

По свидетельству Лампридия (Vita Alex. Sev.,29), император Александр Север (222-235) поместил одно из них в своей божнице рядом со статуями великих мудрецов. Но как оно выглядело, мы не знаем, и тем более сомнительно, что оно было портретным.

В IV веке историк Евсевий видел в Кесарии Филипповой памятник, который, как утверждали, поставила женщина, исцеленная Иисусом (Мф 9,20 сл.). Это была бронзовая скульптурная группа, состоявшая из двух фигур: самой женщины и “красиво облеченного в двойную мантию” человека, простирающего к ней руку (Евсевий. Церковная история, VII,18). Но если бы о памятнике знали до IV века, на него ссылались бы христиане, в частности, св.Иустин, бывший, как и Евсевий, уроженцем Палестины. Между тем сведения об этой статуе не древнее сообщения Евсевия. Поэтому историки полагают, что она была воздвигнута либо в честь императора*, либо в благодарность Эскулапу - богу-целителю.
---------------------------------------------
* Со времен Августа императоров нередко называли “Сотер”, Спаситель.

Древнейшие римские изображения Спасителя, которые уцелели до наших дней, только подтверждают слова св.Иринея, говорившего, что “плотский образ Иисуса неизвестен”. Повсюду Он представлен в виде безбородого юноши или аллегорических фигур, вроде Орфея, Пастыря, Агнца.

На этом фоне разительным контрастом является фреска из катакомб св.Калликста, которую нашел и скопировал в XVII веке первый исследователь христианских древностей Антонио Бозио (Bosio A. Roma Sotteranea, 1632, lib III, p.253). На потолке в медальоне можно видеть лицо человека с длинными волосами и небольшой бородой. Бозио отнес фреску к началу II века. К сожалению, в настоящее время она разрушена, и вопрос о том, действительно ли она изображала Иисуса, остался нерешенным.

Самое загадочное в иконографии Иисуса Христа - это неожиданный переход от символических, условных изображений к тому образу, который с тех пор прочно утвердился в традиции. Его называют “восточным” или “историческим”, и в Риме он стал известен уже с III века (см.: Grabar A. Le premier art chrйtien. Paris, 1966, p.192, 212).

Как бы ни были разнообразны лики Христа в истории искусства - от мозаик Византии и мастеров Ренессанса до произведений нового времени, - все они обнаруживают зависимость от этого прототипа (см.: Покровский Н. Иисус Христос в иконографии. - ПБЭ. Т.VI, с.676-679).

Заманчиво было бы предположить, что основой для него явился какой-то древний образ. В поисках этого подлинника ученые обратились к хорошо известным эдесским легендам.


Эдесса - небольшое государство в Северной Месопотамии, куда христианство проникло не позднее 180 года. В начале III столетия его уже открыто исповедовал эдесский царь Абгар IX (см.: Болотов В. Лекции по истории древней Церкви. Т.2, СПб., 1910, т.2, с.256). В сказаниях IV века говорится, что еще Абгар V Великий (13-50) написал письмо Иисусу Христу в Иудею и получил от Него ответ (Евсевий. Церковная история, I,13). Легенда эта малодостоверна, как и рассказ о том, что Христос прислал Абгару Великому Свое изображение, отпечатавшееся на полотне. Но есть данные, что в Эдессе действительно хранили как святыню какой-то образ, считавшийся нерукотворным (см.: Катанский А. Сказания о Нерукотворном образе Спасителя восточные и западные. - ХЧ. Т.III, с.471 сл.). После завоевания Эдессы арабами образ перенесли в Константинополь. Первым историком, который упоминает об этой святыне, был Евагрий, живший в VI веке (Евагрий. Церковная история, IV, 27).

Могут ли сказания о “нерукотворном образе” пролить хотя бы некоторый свет на проблему подлинного лика Спасителя?

Осенью 1977 года английский историк Ж.Уилсон выступил в Лондоне на международном симпозиуме с гипотезой, согласно которой “нерукотворный образ” был не чем иным, как погребальной плащаницей Христа; она могла храниться в сложенном виде так что был виден только лик, а впоследствии ткань была развернута полностью.

Согласно одной хронике, когда крестоносцы разграбили в 1204 году Византию, реликвия “исчезла” из Константинополя. Уилсон установил, что в походе против византийцев участвовал французский рыцарь де Шарни. Деталь эта весьма существенна, так как в 1353 году некий граф де Шарни (вероятно, потомок крестоносца) построил церковь, где поместил полотно, утверждая, что это подлинная плащаница Господня.

С этого времени судьба реликвии прослеживается непрерывно вплоть до наших дней. В 1452 году Маргарита де Шарни передала ее герцогу Савойскому, чьи потомки стали позднее итальянскими королями. В настоящее время плащаница находится в руках этой семьи. С 1578 года ее хранят в особом ковчеге собора св.Иоанна в итальянском городе Турине, и поэтому она известна как Туринская плащаница.


Церковные власти сначала относились к плащанице сдержанно. Еще в XIV веке епископ г.Труа считал, что на ней сохранился не отпечаток тела, а картина живописца. Не привлекала она и внимания историков, которые в подавляющем большинстве разделяли мнение епископа. Художественной же ценности плащаница не имела. На куске полотна размером в 4,1 на 1,1 м видны были только темные пятна, неясно обозначавшие черты какого-то лица и силуэт тела.

Но с 1898 года, благодаря открытию фотографа Секондо Пиа, отношение к туринской реликвии стало меняться. Пиа сделал снимок с полотна и, взглянув на негативную пластинку, был глубоко потрясен. На ней проявилось позитивное изображение, удивительно напоминавшее “исторические” иконы Спасителя (см.: Пахарнаев А. Исследование о подлинности изображения Лика и тела Христа Спасителя на Туринской плащанице. СПб., 1903).

Дальнейший анализ показал, что плащаница представляет собой отнюдь не произведение искусства, а естественный отпечаток, образовавшийся непонятным путем в виде негатива. На ней не нашли ни малейших следов краски. В частности, краситель обязательно прореагировал бы на воздействие огня. Между тем пожар, повредивший полотно в декабре 1532 года, никак не сказался на изображении.

В 30-х годах нашего века, после того как были сделаны новые фотографии ткани, французский биолог Поль Виньон писал: “Так как изображения не нарисованы, так как они не могли быть получены никаким другим искусственным путем, остается исследовать: не являются ли они результатом какого-нибудь естественного процесса? Анализируя первые фотографии и проделывая опыты в лаборатории Сорбонны, мы пришли к заключению, что изображения не являются прямым отпечатком человеческого тела. Сразу было очевидно, что они получились не просто от соприкосновения, ибо соприкосновение мягкой ткани с неправильной поверхностью человеческого тела привело бы к значительным искажениям образа, а в этих отображениях искажений почти нет, и они незначительны. Они могли получиться только действием испарений, выделенных поверхностью тела” (Vignon P. Le Saint Suaire de Turin. Paris, 1938).

По мнению П.Виньона и других ученых, отпечатки возникли благодаря находившимся на теле веществам (смирны и алоэ), употребленным при бальзамировании (ср.Ин 19,39). Единственное исключение составляют следы, которые, по данным медика П.Барбэ, “репродуцированы непосредственным соприкосновением со сгустками крови” (Barbet P. A Doctor at Calvary. New York, 1963, p.18).

Исследования А.Лаграна показали, что структура материи вполне соответствует приемам ткачества, известным по раскопкам в Помпее и Сирии (см.: Гаврилов М. Туринская плащаница. Брюссель, 1961, с.17).

Все эти выводы усилили интерес ученых к реликвии. Папа Павел VI в 1973 году публично заявил, что она “достойна специального изучения”.

На симпозиуме 1977 года мастера рельефной космической фотографии Дж.Джексон и Э.Джаспер продемонстрировали снимки плащаницы, которые окончательно доказали, что отпечатки на ней получены не от плоского изображения, а от объемного тела.

Что же можно сейчас видеть на Туринском полотне, если рассматривать его негативную фотографию?

Оно запечатлело гармонически сложенную фигуру обнаженного человека, который был подвергнут зверскому бичеванию и распят на кресте. Лицо проникнуто величием и покоем, несмотря на то, что несет следы ударов и кровоподтеков. Умерший имел волнистые волосы, сравнительно узкое лицо, тонкий нос, короткую раздвоенную бороду. На его глаза после смерти были положены монеты, по размеру соответствующие тем, что имели хождение в Палестине I века. На голове видны следы колючего венка, сплетенного не обручем (как обычно изображают на картинах Страстей), а в виде шапки.

Руки и ноги пробиты остриями, причем руки - не в ладонях, а в запястьях. Это точно совпадает со способом крестной казни, подробности которой установлены благодаря находке близ Иерусалима (см.выше с. ). Правый бок пронзен (ср.Ин 19,34), тело исполосовано ударами. Джулио Риччи, более двадцати лет изучавший плащаницу, в своем монументальном труде пишет, что удары нанесены именно римским бичом со свинцовыми шипами, форма которого в Средние века была неизвестна (Ricci G. La Sindone Santa. Roma, 1976, p.26). При погребении лицо было обвязано поверх савана платком (ср.Ин 20,7).

Одним словом, изображение на плащанице находится в полном согласии с евангельскими повествованиями о Страстях.

Недавний анализ обнаружил на плащанице признаки какой-то радиации.

Не исключено, что это следы того преображения тела Христа, которое произошло в момент Его Воскресения...


Решающий является вопрос датировки плащаницы. К сожалению, ее владельцы не позволяют отрезать от ткани часть, необходимую для исследования при помощи новейших научных методов. Их аргумент сводится к тому, что великая святыня (в подлинности которой они не сомневаются) не должна быть повреждена в угоду скептикам. Поэтому до сих пор ученые пользуются косвенными способами датировки.

С этой целью известный швейцарский криминалист Макс Шульцер исследовал под электронным микроскопом цветочную пыльцу на плащанице. Пыльца обладает невероятной устойчивостью и позволяет установить, когда и где росли цветы, с которых она облетела. Результаты были поразительными. На плащанице находилась пыльца эндемичных* растений Палестины I века, а также растений Сирии, Византии, Франции, соответственно более поздних эпох...
---------------------------------------------------
* Т.е. встречающихся только в этой местности.

В том, что материя сохранилась за столь долгое время, нет ничего сверхъестественного. Пропитанные бальзамирующими веществами ткани могут оставаться неповрежденными тысячи лет. Достаточно напомнить о пеленах египетских захоронений. В пещерах Иудейской пустыни было найдено много обрывков льняной материи I века.

Евангелие от Иоанна (20,5) говорит, что, когда женщины, Петр и Иоанн побывали в гробнице, они нашли там погребальную пелену Христа. В глазах иудеев все предметы, находившиеся рядом с трупом, считались “нечистыми”. Но для учеников с “первого после субботы дня” Спаситель уже не был умершим. Поэтому, уходя в Галилею, они могли взять саван с собой и сберечь его как святыню.

Потом, когда в 30-х годах I века христиане начали покидать Палестину, некоторые из них поселились в Дамаске, в Сирии (Деян 9,2). Они, по-видимому, и перенесли туда плащаницу. Из Сирии во II или III веке она могла попасть в Эдессу, где тогда христианство восторжествовало и где ее окружили почитанием как “нерукотворный образ”.

Стоит задуматься над тем, что именно с этого времени в иконографии появляется “исторический” образ Христа.

В 70-х и 80-х годах международные группы специалистов неоднократно занимались исследованием плащаницы. Почти все полученные данные свидетельствуют в пользу ее подлинности. Правда, радиокарбонный анализ маленького фрагмента ткани показал средневековую дату. Но, как полагают, материал, побывавший в огне, не может быть датирован с помощью этого метода. Кроме того, остается нерешенной проблема, как мог получиться отпечаток. Словом, ученые еще не произнесли о туринском феномене последнего слова. Если же подлинность плащаницы будет бесспорно подтверждена, мы смело сможем сказать, что дорогие всем христианам черты Господа “во плоти” перестали быть тайной.
Таронеци
А у нас Мень уже корифеем науки и техники числится? Может ещё профессиональных гадалок в раздел пригласить?
Георгий
Цитата(Таронеци @ 26.7.2009, 16:16) *
А у нас Мень уже корифеем науки и техники числится? Может ещё профессиональных гадалок в раздел пригласить?

А вы сомневаетесь в профессионализме А. Меня?
Таронеци
Цитата(Георгий @ 26.7.2009, 17:30) *
Цитата(Таронеци @ 26.7.2009, 16:16) *
А у нас Мень уже корифеем науки и техники числится? Может ещё профессиональных гадалок в раздел пригласить?

А вы сомневаетесь в профессионализме А. Меня?

В области науки и техники не сомневаюсь - уверен в отсутствии.(смотри название раздела)
Георгий
Цитата(Таронеци @ 26.7.2009, 16:34) *
Цитата(Георгий @ 26.7.2009, 17:30) *
Цитата(Таронеци @ 26.7.2009, 16:16) *
А у нас Мень уже корифеем науки и техники числится? Может ещё профессиональных гадалок в раздел пригласить?

А вы сомневаетесь в профессионализме А. Меня?

В области науки и техники не сомневаюсь - уверен в отсутствии.(смотри название раздела)

А что же по вашему наука? Ведь тема сама по себе имеет и техническую сторону, и научную сторону. А научная сторона разделяется на несколько частей, в том числе историческую и религиозную.
Таронеци
Цитата(Георгий @ 26.7.2009, 18:01) *
А что же по вашему наука? Ведь тема сама по себе имеет и техническую сторону, и научную сторону. А научная сторона разделяется на несколько частей, в том числе историческую и религиозную.
Дружище, научная сторона не может сожержать в себе религиозную часть. По смыслу слов(по определению). Наука занимается знанием, а религия верой. Но вера неприемлема для науки.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2020 IPS, Inc.