IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Боша, армянские цыгане
Bigoss
сообщение 7.11.2007, 16:51
Сообщение #1


Senator
********

Группа: Moderator
Сообщений: 4131
Регистрация: 1.11.2007
Из: Ннги
Пользователь №: 3




АРМЯНСКИЕ БОША. ФОТОГРАФИЯ 1926 ГОДА.

Судя по последним исследованиям в области ромологии, цыганские группы впервые появились на территории Армении в 11-12 вв. вследствие почти трехвековой миграции из северо-западных и центральных частей Индийского полуострова через Иранское плоскогорье. Одна ветвь цыган, оторвавшись от основной массы своих соплеменников, осталась в Армении и в Малой Азии и впоследствии, приняв христианство армянского толка, положило начало формированию самобытной этнографической группы - армянских цыган - "боша".
В конце прошлого и начале нынешнего века на территории Западной и Восточной Армении насчитывалось более 50.000 боша, проживавших в основном в районах Евдокии (Токат), Бойабада, Везирь-Кепру, Карса, Эрзерума, Басена, Ахалкалака, Ахалцыха, Олты, Сарыкамыша и т.д. Есть также свидетельства о том, что многочисленная колония боша проживала в Ереване, в районе Конд.
После геноцида 1915 года основная масса уцелевших от резни боша переместилась в Восточную Армению и Грузию. В настоящее время на территории Армении они проживают в Ереване (в районах Сари-Тах, Канакер, Мараш), в Гюмри (в районе Боши-Майла), в поселке Харберд (в основном репатрианты 1947-48 гг. из Греции). На территории Грузии боша обитают в городах Ахалкалака и Ахалцыха, а также в Шаумянском районе, Шулавере и Марнеули.
Общая численность боша, по нашим наблюдениям, приближается к 10-12 тыс., из которых около 8-9 тыс. - в Армении. Есть свидетельства о том, что на территории Турции и поныне проживают принявшие ислам армянские цыгане боша, общая численность которых достигает 12 тыс. (по данным на 1987 г.).
Самоназвание армянских цыган - "лом" (от санскрит. "думба" - названия одной из низших каст, ср. евр. цыган. "ром", азиат. цыган. "дом"). Возможно, цыгане - потомки индийской кочевой касты «дом», занятия которой частично напоминают традиционные цыганские.
Какова этимология цыганского слова «ром»?
Цыгане в Европе и Америке называют себя ром, в Сирии и Палестине - "дом", в Армении - "лом". Языковедами конца XIX- начала ХХ века (Г.Асколи, Фр.Миклошичем и другими) утверждается, что современное цыганское «р» в Европе, «д» - в Передней Азии, «л» в Армении в данной лексеме относятся к древнеиндийскому «д». Исходя из этого, можно предположить, что предками цыган были представители народности северо-западной Индии, этноним которой дом.
Языком общения является исключительно армянский (западные диалекты), однако и по сей день бытует тайный язык - "ломаврен", который использует словарный фонд индо-арийского происхождения и грамматику армянского языка.
Указанный язык используется при тайных разговорах, когда "боша" не хотят, чтобы окружающие поняли, о чем идет речь. Лингвисты в большинстве своем считают, что морфология контактирующих языков не поддается смешению. Максимум, что может произойти - это носители одного языка перейдут на морфологию другого, сохранив свой словарный запас и отчасти фонетику.
В качестве примера обычно приводятся цыгане. Язык молдавских цыган - это язык с молдавской морфологией и цыганской лексикой. А у армянских цыган - армянская морфология, но опять-таки цыганская лексика.
Язык армянских цыган, занимающий особое место в системе цыганских диалектов, еще в XIX веке употреблялся главным образом в домашних условиях, скорее, в качестве секретного языка, арго. Ныне им владеют лишь люди старшего поколения, и то - в довольно искаженном виде.
Армянские цыгане жили главным образом в Васпураканской провинции и Эрзрумском вилайета (современная Турция), в Джавахке (на юге нынешней Грузии) ив Тифлисе. Они - потомки цыган, пришедших в Армению, видимо, в первых столетиях второго тысячелетия н.э. (то есть в XI-XIII веках) как часть большой миграции цыган с их исторической родины - восточной Индии. Арменизация цыган, осевших на территории Армении, произошла, вероятно, в XIV-XVI вв., во всяком случае уже к началу XIX века все они имели армянское самосознание, хотя и сохраняли свой язык (один из индо-арийских диалектов), особый быт, уклад жизни и чувство принадлежности к своей группе. Кстати, ряд армянских деятелей науки и культуры XIX века были выходцами из цыганских («боша») семей.
Армянский цыганский ономастикон (система имен и фамилий), а также все личностные атрибуты - армянские. Учитывая армянское самосознание и одновременно самобытность, армянских цыган следует отнести к числу групп с так называемым сложным идентитетом.
Хотя христианство наложило большой отпечаток на психологию и мировоззрение боша, однако традиционные занятия и образ жизни, оказавшись более живучими, сохранились и поныне.
Все армянские цыгане считают себя армянами, хотя на уровне бытового сознания чувствуют некоторую отчужденность.
Поскольку боша занимают низкое положение в социальной иерархии, они подчас скрывают свою принадлежность к данной этнографической группе. Так или иначе, боша оказались в парадоксальном положении - зная, что они не “чистые” армяне, боша всячески стараются доказать свое армянское происхождение. Например, среди боша почти полностью отсутствуют чужеродные (европейские, русские) имена, столь популярные у так называемых “чистых” армян. Каждый этнос стремится к самосохранению, армянские цыгане, однако, стараются ускорить процесс ассимиляции. Вследствие этого, возможно, уже в ближайшем будущем эта группа полностью исчезнет.
Армянские цыгане - христиане. Они исповедуют армяно-грегорианское православие, являются последователями Армянской Апостольской Церкви.
Сам этноним «боша» возник сравнительно недавно, в начале XIX века - он означает по-армянски «бродяга». В более древних армянских источниках применялось слово «гнчу». Считается, что часть цыган пришла из Турции во время русско-турецкой войны 1829 года. Цыганский язык боша достаточно беден, уже в описываемый период он состоял из 500-600 слов. При этом была заимствована армянская грамматика. Столь высокая степень языковой ассимиляции является доказательством очень давних контактов этой группы цыган с армянами. Что касается происхождения "боша", по нашему мнению, вероятнее всего они относятся к той части цыган, которая осела в Закавказье, не дойдя до Византии.
Проведённый нами лингвистический анализ словаря боша показывает отсутствие греческих заимствований - это ещё раз подтверждает наши выводы о генезисе данной этнической группы.


--------------------
"Если мы потеряем Арцах, то закроем последнюю страницу истории Армении ! "
Монтэ Мелконян.
"Ни один миллиметр освобожденной армянской земли не может быть сдан врагу!" (с) генерал-лейтенант Норат Тер-Григорянц
Go to the top of the page
 
+Quote Post
 
Start new topic
Ответов (1 - 6)
Bigoss
сообщение 19.1.2008, 18:37
Сообщение #2


Senator
********

Группа: Moderator
Сообщений: 4131
Регистрация: 1.11.2007
Из: Ннги
Пользователь №: 3



Достаточно полное описание их образа жизни составлено на рубеже XIX и XX веков; ниже мы приводим выдержки из исследования В.М.Папазьяна:

«...боша не остаётся на месте; сегодня или эту зиму он здесь, завтра или следующую зиму он в другой деревне или в другом округе. Лишь на зиму он водворяется в определённом месте и ждёт весны, уплачивая за хижину крестьянину или горожанину.
Всю зиму они делают сита, разные корзины, плетёные лотки, щётки и тому подобное; и когда приходит весна, открываются дороги, женщина-боша навьючивает на себя свой товар и отправляется в города и окружные деревни торговать, нищенствовать, собирать съестные припасы всякого рода.
Торговою частью у боша ведает женщина. Перебросит она за спину кожаный мешок, прикрепляет к ней две корзины, в правую руку берёт несколько сит, засовывает за пояс веретено или носок и, взяв в руки толстый длинный посох, ходит по домам продавать сита или обменивает их на съестное и назойливо выпрашивает милостыню. Входя в дом, она старается ударами и быстрыми размахами посоха держать на почтительном расстоянии нападающих собак, затем предлагает хозяйке купить что-нибудь, начинает расхваливать свой товар, превозносит красоту хозяйки, её доброту, глаза, брови... Удаётся ей сбыть что-нибудь или нет, она, и в том и в другом случае, начнёт выпрашивать кусок хлеба, затем хлам, старое платье и т.д. Она говорит с такой быстротой, ловкостью и любезностью, с таким чутьём угадывает, чем можно прельстить покупателя, так остроумна и умеет понравиться, что не выйдет из дому, чего-либо не продав. Проводя целые дни, недели вне дома, она не остаётся без дела и даже на ходу вяжет носки, прядёт шерсть.
Ходят они по домам, деревням, неутомимо, под палящим солнцем, часто с грудными детьми; их они кладут в сумки, повешенные на ослов, а иногда даже привязывают к спине, если только один ребёнок; ночуют в деревнях у знакомых. В городах и деревнях армянские мальчишки по улицам пристают к ним, щиплют их... острят над ними; но женщина-боша невозмутима, на остроты она отвечает ещё более остроумными и грязными шутками; а когда приходиться пускать в ход посох, она так смело и ловко управляет размахами его, что пристающие скрываются; и, со всем тем, трудно найти женщину, нравственнее боша Она бойка на сальные остроты, грязную ругань, но горе тому, кто покусится на её честь. Она превращается во льва и умрёт, но не позволит коснуться чести её домашнего очага и супружеской верности...
Золотых украшений боша не употребляют, даже богатые. Молодые носят иногда серебряные большие старые кольца. Кроме браслетов и колец, у женщины боша больше нет украшений; одежда её очень проста и скромна. В то время как у многих из окружающих народов встречаются разные украшения и связанные с ними привычки, женщины боша не насурмливают глаз, как это делают женщины чимгене, не надевают ни серёг, ни украшений на нос, подобно курдским женщинам; не мажут хиной рук и ног, как это часто делают даже армянки.
В Армении у боша все песни и мелодии танцев - армянские.
Боша курят; мужчины курят много табаку, а из женщин-боша на Кавказе курят только старухи, но чаще они нюхают табак; а в Турецкой Армении женщина-боша никогда не курит - это считается неприличным.
К концу октября перестают кочевать. Дом боша полон теперь пшеницей, мукой, маслом и всякими припасами. Наступает теперь очередь мужчин; они отправляются с ослами в окрестности, иногда и дальше, за ивовыми прутьями и волосом для сит; собрав, сядут где-нибудь, сообща очищают прутья и делят между собой.
Боша ведёт, если не вполне, то преимущественно бродячий образ жизни. О последнем мы уже рассказывали. Единственный товарищ его скитаний - осёл, о котором он много заботиться и которого никогда не бьёт.
Живя испокон веков среди земледельческих народов, он никогда не подумал взяться за плуг. Его единственное занятие - делать сита, корзины, плетёные лотки и т.д., поправляет старые сита и корзины, иногда он исполняет обязанности певца, кузнеца или коновала.
Женщина-боша не ворует; мужчина,- иногда; соблазниться, например, лошадиным хвостом, если найдёт его волосы хорошими для сита. Но, вообще мужчина боша не профессиональный вор и никогда ничего не стащит из дому, если даже увидит открытую дверь. В сделках займа у боша замечательная простота нравов; без расписки, без свидетеля берёт взаймы, возвращает, даёт сам и доверяет, брать проценты он избегает. Боится клятвы и данной клятвы не нарушает, не обманет, независимо от того, выгодно или нет это ему».

Таково свидетельство о нравах армянских цыган, напечатанное журналом «Этнографическое обозрение» в 1901 году. Остаётся добавить, что благодаря тому, как зарекомендовали себя боша, современные армяне относятся к цыганам как к нации гораздо лучше, чем представители других народов, бывшего СССР (во всяком случае, об этом говорят социологические исследования).
Армянские цыгане интересны для этнолога тем, что осели в Армении, не дойдя до Византии. Соответственно, у данной группы и в конце XIX века сохранились общественные институты, которые были у их индийских предков. Вот как описывает В.Папазьян обычаи этих бродячих ремесленников:
«Из стариков избирается вождь племени бошa, которого называют староста (атhоркал) и который в старину назывался джамадар (князь, вождь). Староста и теперь пользуется теми же правами, что и раньше. В его ведении находится суд; он назначает наказание, произносит последнее слово в важных вопросах. Никому из бошa не придёт в голову ослушаться его приказов. Но староста не творит суд единолично; правда в незначительных случаях, он не обращается к совету, но сколько-нибудь важные вопросы он подвергает обсуждению в собрании стариков, которое он для того и собирает.
Русское правительство считает бошa частью армянского народа, ремесленниками-ситоделами... А как ремесленному цеху, им предложено избирать устбаша, в ведении которого находятся мелкие судебные дела; важные вопросы он обязан передавать коронному суду. Устабаш собирает подати и занимается судебными делами. Но никто не обращается к нему, кроме тех случаев, когда нужно приобрести право продавать сито и т.п. Суд и споры, как сказано, подвергают решению старосты и стариков, а на устабаша смотрят как на лишнее должностное лицо. Бошa не любят устабаша, повинуется ему лишь по принуждению, считает его самозванным судьёй...
Мне часто приходилось наблюдать открытое выражение презрения к устабашу и даже ругань. Бошa толпой шли по улице и насмехались над устабашем, говоря, что он большой осёл (леле) и если бы не староста, они бы ни одному его слову не повиновались; а когда я спрашивал о старосте, они сделались серьёзны и выражались о нём с большим уважением и почтением.
Таким образом, у армянских цыган, не подвергшихся европейскому влиянию, мы видим в точности то же отношение к собственной и навязанной извне власти, какое мы видели выше в Польше и Германии. Это позволяет сделать вывод об устойчивости индийского субстрата в цыганской правовой культуре."
«Ни один бошa никогда не был присуждён за преступление к тюремному заключению или высылке. Конечно, это можно приписать к тому, что среди боша никогда не бывает убийств и не обнаруживается каких-либо междунациональных преступлений, те же, которые бывают в своей среде, они ловко скрывают, подвергая виновного лишь суду старосты. В Турции и на Кавказе во всех кварталах городов есть полицейские сторожа, а в кварталах бошa это считается излишним, так как никогда не бывает беспорядков, чтобы потребовалось вмешательство полиции».

«Женщина-бошa не ворует... мужчина никогда ничего не стащит из дому, даже если видит открытую дверь». Бошa даёт взаймы без расписок, полагаясь лишь на честное слово, он не берёт проценты; «клятвы не нарушает, не обманет, независимо от того, выгодно или нет это ему».
«Религиозное усердие, та вера, с которой они относятся к обрядам армяно-григорианской церкви, и уважение к духовным лицам, выражены подчас у армянских бошa гораздо сильнее, чем у армян...».

Но оказывается, всё, описанное выше - лишь результат умелого притворства. Цыган-бошa, по словам Папазьяна, «в совершенстве изучит местный язык, знакомится с людьми, их свычаями-обычаями, внешне подчиняется всем местным законам, но всё это - с целью извлекать выгоду».
Для начала он процитировал мнение своего соотечественника Срванцтяна, написавшего: «они относятся с благоговением к церкви, духовным лицам и уставам церковным», и охарактеризовал его как поверхностное. Далее Папазьян отмечает:

«Но взглянув глубже, приходишь к заключению, что всё это делается лишь для виду, соблюдается одна внешность; нет у них представления о религии - они об этом не читают и не любят религиозных бесед или рассказов. Священников они слушают, уважают и боятся их проклятия, тем не менее, постоянно поступают наперекор самым элементарным положениям церкви».

Основной вид хозяйственной деятельности - распространенное в целом среди оседлых цыган кузнечное дело, плетение корзин, изготовление домашней утвари. В отличие от других цыган, боша, как считают некоторые исследователи, не занимаются гаданием и магией.
Что касается гадания, В.Папазьян признаёт, что бошa почти оставили предсказания судьбы «в виду боязни перед проклятьем армянской церкви». Собеседники не раз говорили ему: «Грех, мы больше таким вещами не занимаемся». Однако, нашлись несколько цыган, которые согласились погадать автору по картам, бобам и воде в чашке - следовательно, непокорство церкви, пусть и втайне, было ими проявлено!

«...Показывая с внешней стороны себя набожными и богобоязненными, бошa сохранили ещё свои старые верования и обычаи, - продолжает в том же духе двойных стандартов армянский исследователь. - Держась старины, бошa не придают значения церковному браку; незаконное сожительство у них распространено и не считается предрассудительным».

Здесь трудно спорить. Цыгане всех этнических групп действительно считали брак заключённым после того, как свадьба сыграна на глазах у всей общины. Заметим, однако, что с точки зрения табора такой брак являлся священным и нерушимым. Читатель уже знает, как женщина-бошa умела оборонять свою супружескую честь.
Главный пункт обвинения у В.Папазьяна следующий: цыгане верят в Бога поверхностно, не так, как просвещённые люди, монахи или теологи.

«У бошa, как и у всех цыган, нет никакого истинного представления о религии. По его мнению, посещение церкви, зажигание свеч, почтение к священнику - это и есть религия. О Боге он знает, лишь механически повторяя то, что думают и говорят окружающие; он не молится вне церкви и смысла молитвы не воспринимает. Религия для него не больше, чем обычай».

Некоторые авторы пишут, что в маленьких странах с высокой концентрацией цыганского населения (Германия, Польша) был выработан язык условных знаков, по которым можно было определить, в какую сторону проехал табор. Р. Либих, в частности, утверждает, что цыгане навязывали лоскутки на кусты близ перекрёстков, помогая отставшим догнать свою семью. Он же говорит о воткнутых в землю ветках, о выложенных на обочине камнях, и о линиях на земле или на снегу.
Польский этнограф Е.Фицовский называет и другие приметы (привязанная к дорожному столбу метла). К этой информации следует относиться с большой осторожностью. В России о подобной практике ничего не известно, хотя русские цыгане - прямые потомки синти. Конечно, огромные русские территории вполне могли отучить кочевников от условных знаков, но всё же гораздо логичнее будет предположить, что таковых просто не существовало, или ими пользовались в исключительных случаях.
Очень характерна для изучаемого вопроса статья В.Папазьяна - в ней сконцентрированы все существующие в литературе стереотипы о кочевье. Этнограф пишет, что цыгане,

«не зная местных языков, дорог, географии... прямо идут к намеченному пункту», причём происходит это «без всяких расспросов».
«Всякая группа цыган, проходя по какой-либо местности, делает на стенах, в дуплах деревьев, различные знаки, понятные только цыганам».

Папазьян поместил в своей статье эти изображения, заимствованные из журнала «Globus» за 1897 год; среди знаков оказались крест, трезубец и даже свастика.
Все процитированные здесь положения не выдерживают критики, поскольку базируются на чисто кабинетном представлении о кочевье и о цыганской психологии.
Во-первых, как мы уже говорили, кочевники в подавляющем большинстве случаев прекрасно знали местность и живущих в ней людей, следовательно, они не нуждались в условных знаках «для внутреннего употребления». Заботиться же об удобствах цыган из других групп, которые являлись для них чужаками, тем более, не было никакого расчёта.

Во-вторых, представляется странной идея вырезать знаки «в дуплах деревьев». Даже если бы кто-то решился на эту трудоёмкую процедуру, то легко ли было последующим странникам найти такой указатель? Тем, кто об этом пишет, стоило бы представить себя в роли кочевника, старательно ищущего в роще деревья с дуплами вместо того, чтобы спросить дорогу у местного жителя - тогда у них возникли бы сомнения в собственной правоте. Хотя, возможно, и этого аргумента было бы недостаточно.
Штампы в цыганологии настолько сильны, что их трудно опровергнуть логикой или фактами. Тот же В.Папазьян, узнав из зарубежной литературы о таинственном древнем кодовом языке, попытался найти его и у бошa.
Исследователь показывал армянским цыганам изображения и они, естественно, говорили ему, что ничего подобного в их обиходе нет. Реакция В.Папазьяна весьма показательна. Он пишет: «Бошa так тщательно хранят тайну этих знаков, что даже часто отрицают их существование».
Ещё существует убеждение, что армянские боша пользуются в пути знаками, указывающими, где можно выгоднее продать сита и даже по какой цене.

Функция «тайного языка» среднеазиатских "мугат" - объясняться между собой во время гадания и торговли. Примерно также, в режиме "тайного языка" задействованы остатки цыганского у армянских лом ("боша").
преимущественно на узбекском. Цыгане используют "тайные" слова в своей речи вместо общеупотребительных таджикских и тюркских слов, так чтобы окружающие не могли понять, о чём говорится. Цыганский арго на 50% состоит из той же лексики, которая имелась в "тайном языке" (абдол-тили) среднеазиатского цеха маддахов и каландаров, т.е. странствующих и нищенствующих дервишей-суфиев и профессиональных рассказчиков разного рода историй.
Что касается диалекта (языка) армянских цыган ("боша"), то здесь наибольшая сложность заключается в фрагментарности материала, представленного записями конца XIX века. Данные о его лексике известны из книг и рукописных записей К.П. Патканова, В. Папазьяна, А. Паспати и др..
В начале XX в. они были собраны и проанализированы Ф.Н. Финком.
Принимая во внимание тот факт, что, согласно методике С.А. Старостина, за 1000 лет в двух разошедшихся языках сохраняется 91% основного словарного состава, можно подсчитать, что примерное время, когда произошло расхождение трех европейских цыганских диалектов (кэлдэрарского, северно-русского и финского), составляет 1250-1300 гг. Эта дата старше исторически зафиксированного года начала исхода предков европейских цыган из Мореи в Греции - 1406 г. (видимо, под влиянием вторгшихся на Балканы турок), хотя и вполне укладывается в допускаемые рамки отклонений. Впрочем, нельзя исключать и того факта, что отдельные диалектные различия начали проявляться в языке морейских цыган еще во время их совместного проживания.
Ориентировочное время расхождения языка-предка европейских цыганских диалектов и языка "боша" - 650 г.
На фоне общей согласованности результатов данные по языку "боша" выглядят парадоксально. Лексикостатистические расчеты показывают, что процент общей лексики между боша и арийскими языками Индостана немного выше, чем между последними и цыганскими диалектами Европы.
Данные о времени расхождения языка боша и языка европейских цыган достаточно хорошо соответвуют историческим фактам. Существует гипотеза, согласно которой предки цыган были насильственно переселены на территорию Балканского полуострова из Армении, где они проживали до этого, после разгрома византийцами государства Павликиан с центром в Тефрике. Это произошло в VII в. н. э. Таким образом, данные глоттохронологии подтверждают эту гипотезу.


Список использованной литературы:
Папазьян В.М. Армянские боша: цыганский этнографический очерк. Этнографическое обозрение. М., 1901, кн. 49, № 2, С. 111-123.
Цыганы. Природа и Землеведение. СПб., 1864. Т. 3, № 3. С. 85.
Вардан Восканян, научный сотрудник Кавказского центра иранистики (Ереван), статья «Индо-иранские этнические группы в Армении. Этно-политическая перспектива»
«История цыган - новый взгляд» (Н. Бессонов, Н. Деметр - “История цыган – новый взгляд”, Воронеж, 2000).
М. Т. Дьячок – «Цыганский язык и глоттохронология»


--------------------
"Если мы потеряем Арцах, то закроем последнюю страницу истории Армении ! "
Монтэ Мелконян.
"Ни один миллиметр освобожденной армянской земли не может быть сдан врагу!" (с) генерал-лейтенант Норат Тер-Григорянц
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Agasfer
сообщение 29.1.2008, 17:26
Сообщение #3


Senior
**

Группа: User
Сообщений: 388
Регистрация: 5.11.2007
Из: Вся жизнь в странствиях...
Пользователь №: 12



Этнографический очерк о происхождении цыган
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Agasfer
сообщение 29.1.2008, 17:33
Сообщение #4


Senior
**

Группа: User
Сообщений: 388
Регистрация: 5.11.2007
Из: Вся жизнь в странствиях...
Пользователь №: 12



Цитата
. Прежде всего, это касается датировки времени исхода предков цыган из Индии. Учитывая произведенные выше вычисления, можно предположить, что отделение языка-предка современных цыганских диалектов от единого индоарийского ствола произошло в 100-50 гг. до н. э. Такая конкретизация времени исхода предков цыган из Индии представляется весьма полезной, так как в науке до сих пор отсутствует какое-либо согласованное мнение по этому поводу. В литературе по истории цыган на вопрос о времени их исхода из Индии даются многочисленные и разнообразные варианты ответа: от I тысячелетия до н. э. [27] до 1192 г. [28]. Некоторое время назад наиболее популярной датировкой была вторая половина I тысячелетия н. э. (VI - XI вв.) и даже более конкретно IX - XI вв. [29], впрочем в последнее время эту дату стали сдвигать ближе к началу новой эры.
2. Данные о времени расхождения языка боша и языка европейских цыган достаточно хорошо соответвуют историческим фактам. Существует гипотеза, согласно которой предки цыган были насильственно переселены на территорию Балканского полуострова из Армении, где они проживали до этого, после разгрома византийцами государства павликиан с центром в Тефрике. Это произошло в VII в. н. э. Таким образом, данные глоттохронологии подтверждают эту гипотезу.
3. Наконец, не исключен и такой вариант, что, покинув Индию, предки цыган некоторое время провели в других областях, лежащих между Индостаном и Арменией (которая может быть зафиксирована как первая "надежная" точка их былого проживания). Не исключено, что некоторое время цыгане провели на северо-западной окраине Индии - в Дардистане, о чем уже неоднократно писалось [30]. Отдельные факты (ср., напр., эксклюзивную изоглоссу - цыг. кирал 'творог' - др.-инд. *kilata-, сохранившееся только в дардских языках), возможно, подтверждают эту точку зрения.
В свете сказанного особый интерес представляет поиск специфических дардско-цыганских параллелей, а также сближений с другими языками Гиндукуша и соседних регионов (в частности, с бурушаски [31] и думаки [32]). В свое время такое предположение сделал Р.Л. Тернер [33], писавший о раннем (еще до нашей эры) прекращении контактов предков цыган с носителями языков Индостана и о северо-западной части Индии как о первом "перевалочном пункте" предков цыган на их пути в Европу.

http://www.philology.ru/linguistics3/dyachok-02a.htm
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Гиорги
сообщение 29.1.2008, 17:42
Сообщение #5


Senior
**

Группа: Novice
Сообщений: 111
Регистрация: 13.1.2008
Пользователь №: 46



Так кто же такие боша, армяне или цыгане ?
У нас в Грузии тоже живут боша, но я считал их особой этнической группой армян и не знал о их цыганском происхождении, хотя они внешне потемнее армян и черты лица у них несколько инные, но с другой строны на классических цыган они тоже не похожи.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Гераци
сообщение 1.2.2008, 19:54
Сообщение #6


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 1809
Регистрация: 16.11.2007
Пользователь №: 32



Цитата(Георгий @ 29.1.2008, 16:42) *
Так кто же такие боша, армяне или цыгане ?
У нас в Грузии тоже живут боша, но я считал их особой этнической группой армян и не знал о их цыганском происхождении, хотя они внешне потемнее армян и черты лица у них несколько инные, но с другой строны на классических цыган они тоже не похожи.



Боша - цыгане, армянские цыгане. Точно также, как существуют российсие цыгане, французские цыгане и т.д.

Язык у боша свой - ломаврен, но пользуются они, в основном - армянским. Точно также, как и евреи, которые живут и пользуются языком, культурой того народа, в какой стране живут.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Agasfer
сообщение 6.2.2008, 18:37
Сообщение #7


Senior
**

Группа: User
Сообщений: 388
Регистрация: 5.11.2007
Из: Вся жизнь в странствиях...
Пользователь №: 12




Цыгане-боша. Фотография XIX века
Go to the top of the page
 
+Quote Post

Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 17.11.2018, 11:48
Геноцид армян Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more! Analitika.at.ua КАРАБАХ88
- История Армении и Карабаха, пресса, комментарии Acher.ru - Армянский сайт для друзей Армянское интернет-сообщество Miasin.RU Website about Liberated Territory of Artsakh

free counters