IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Ахалцихские франги, История, жизнь, быт, культура, события
Арко
сообщение 2.2.2009, 8:46
Сообщение #1


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300




ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ГРУПП
АРМЯНО-КАТОЛИКОВ (ФРАНГОВ) АХАЛЦИХСКОГО РАЙОНА.

Ахалцихе находится в пределах исторического района Самцхе, в 214 км от г. Тбилиси на запад. Из 49 сел, расположенных в Ахалцихском районе, в 15-ти проживают армяне (одни лишь армяне); а именно - Цхалтбила, Сухлис, Сазел, Ниохреб, Цинубан, Джулха, Абатхев, Большой Памач, Малый Памач, Цухрут, Цира. Хулалис, Орал, Хак, Чечерек.
Также армяне проживают, наряду с представителями других национальностей, и в других населенных пунктах Ахалцихского района: большой процентный состав армян среди населения городов Ахалцих и Вале. Франги проживают в указанных ниже селах (проживают однородной франгской общиной): с. Цхалтбила, с. Абатхев, с. Сухлис, с. Цинубан, с. Джулха, с. Ниохреб. Кроме того франги компактно расселены в самом районном центре (г. Ахалцихе) и в г. Вале (по сообщению информантов население этого города на 30 процентов примерно состоит из переселившихся сюда франгов Богдановского и Ахалкалакского районов Грузии).
По некоторым сведениям некоторые армяне г. Ахалциха еще в кон. ХVII - ХVIII вв. приняли католичество, а после заключения 2-го сентября 1829 года Адрианопольского мирного договора между Россией и Турцией и последовавшего за этим присоединения Ахалцихского уезда к Российской империи, сюда хлынул поток беженцев из области Западной Армении, в частности из Эрзерумского вилайета. В 1829 - 1830 гг. из города Карина (Эрзерума) и сел Эрзерумского вилайета шесть тысяч переселилось в Ахалцихский уезд (включивший тогда и будущий, образованный только в 1860 г. Ахалкалакский уезд, из этого числа 2.536 семей обосновалось в самом г.Ахалцихе, а остальные - в г. Ахалкалаке и селах Ахалцихского уезда. Не считая армян - новопоселенцев, в г. Ахалцихе в 1833-ом году наряду с 117-тью еврейских семей, 44-мя грузинских и 24-мя турецких проживало 411 армянских семей.
В числе беженцев из Эрзерумского вилайета были и франги. Они переселялись целыми общинами и на новом месте возрождали жизнь села с его прежним названием (с. Норшен, с. Хашут и т.д.). Какова была доля франгов среди переселенцев из Эрзерума, - нам неизвестно. Но кажется не случайным, что франги Эрзерума поселились в г. Ахалцихе, где уже до этого, как мы сказали, по крайней мере, с начала XVIII века существовала франгская община. По числу “эрзерумских” семей (2.536), переселившихся в г.Ахалцих, становится ясным, что армяне-католики из Эрзерумского вилайета по своему числу во многом превосходили армян-католиков, прежних жителей г.Ахалциха (напомним, что всех армян до волн миграций в г. Ахалцихе насчитывалось 411 семей). Это тем более важно, что по данным на 1876-й год, опубликованным в Кавказском календаре на 1893г. в Тифлисе, в разделе “Статистические и другие данные о Кавказе”, указывается на то, что в г. Ахалцихе зарегистрировано армян-григориан: мужчины 5.057 человек и женщин 4.678 человек); армяно-католиков: м. - 384 человек и ж. - 355 ч-к (всего 739 ч-к); римско-католического исповедания: м. - 1266 ч-к и женщин 1045 ч-к (всего 2311 ч-к).
Таким образом, в г. Ахалцихе было 739 ч-к армяно-католиков и 2311 ч-к римско-католического исповедования. даже, если допустить, что среди 2311 ч-к лиц римско-католического исповедания были не только армяне, но и грузины (что можно допустить, кстати, и в отношении униатов - армяно-католиков), - налицо факт полного преобладания исповедовавших римо-католичество армян над армяно-католиками в г. Ахалцихе в 1876-ом году. Если исходить из того, что за столь короткий промежуток времени (в 46 лет) представители разных групп армянства вряд ли успели консолидироваться, то остается сделать вывод, что и в 1830-ом году римско-католическая община (за счет новых переселенцев) превосходила по числу прихожан армяно-католическую. Налицо численное превосходство в 1830-ом году “эрзерумских” армян над собственно “ахалцихскими” (”местными”) армянами с одной стороны и превосходство римско-католической общины над армяно-католической (униатской).
Мы не погрешим против науки, если осмелимся предположить, что переселенцы - армяне-католики из Эрзерумского вилайета принадлежали именно к римско-католическому исповеданию, а армяне-католики Ахалциха - к армяно-католическому (это понятно и точки зрения политических соображений: вряд ли турецкие власти способствовали бы принятию армянами Эрзерумского вилайета униатства, в котором заложена национальная идея). Картина меняется в целом по Ахалцихскому уезду. По данным, взятым из того же источника, в Ахалцихском уезде в 1886-ом году насчитывалось: армяно-григориан: м. -1438, ж. - 1413 (всего 2851 ч-к); армяно-католиков: м. - 2055 и ж. - 1893 (всего 3948 ч-к); римско-католиков: м. - 13, ж. - 9 (всего 22 ч-к). При превосходстве числа армян-католиков вообще (вместе 3970 ч-к) над армянами-григорианами (2851 ч-к), армян - лиц римско-католического исповедания меньше армяно-католиков где-то в 180 раз. В Ахалкалакском уезде в 1886 г. насчитывалось 35081 армян-григориан (18454 м. и 16627 ж.), 7226 армяно-католиков (3784 м. и 3442 ж.) и 3 мужчин римско-католического исповедания. Так что остается нерешенным вопрос к какой разновидности католичества относить франгов Ахалцихского района, жителей сел Цхалтбила, Абатхев, Сухлис, Цинубан, Джулха, Ниохреб: то ли к армяно-католичеству, то ли к римско-католическому исповеданию. Думается, это трудная и почти невыполнимая задача, потому что в современности в сознании франгов этого района не сохранилась резкая граница между униатством и ортодоксальным католичеством. Хотя, нам известно, что кроме чисто католических праздников по католическому церковному календарю (обрезание Господне, Крещение, Сретение Господне, Праздник Пресвятой Троицы, Праздник Тела Господня в конце мая, Рождество), армяно-католики соблюдают дни армянских святых, например Сурб Саргиса. Информантом по этнографии села Джулха является житель г.Геленджика, Ядигарян Мардин Акопович.
Село Цхалтбила (в переводе с грузинского - “теплая вода”) имеет еще другое, прежнее название - Норшен; находится в 14-ти км от г.Ахалциха на юго-запад. С юго-востока окружено горами (покрытыми лесами), а северо-запада - плодоносными садами. В селе насчитывается примерно 900 дворов. Родовые фамилии села: Дарбинян, Ахаджанян, Бабаджанян. Жители села занимаются выращиванием зерна, картофеля, трав, садоводством и бортничеством.
В селе стоит церковь Спасителя, построенная из камня в 1886-ом году, с обширной молельной, южным и восточным входами. Купольная постройка церкви окружена каменной оградой. Вокруг села много руин бывших зданий и церквей. Через с. Цхалтбила (Норшен) проходил торговый путь из Ахалциха в Эрзерум. Село было основано 34-мя армянскими семьями, переселившимися в 1830-ом году из села Норшен Эрзерумского уезда.
Село Абатхев (Хашут находится в 14-ти км юго-западнее от г.Ахалцихе). В 1968-ом году в нем насчитывалось 537 жителей. Занимаются выращиванием зерновых, картофеля, скотоводством. Было основано переселенцами из Эрзерума в 1830-ом году.
Село Цинубани (находится в 12-13 км от г. Ахалцихe на юго-западе). (Сельская церковь была построена в 1908 году. Жители села являются потомками армян, переселившихся из Эрзерумского уезда. Сейчас в Ахалцихском районе есть грузинское село с аналогичным названием, где до конца ХIХ века проживали армяне, прибывшие из Эрзерумских сел. Данный факт и относительно позднее время постройки церкви в Цинубане (1908г.) говорит в пользу того, что поначалу предки современных жителей жили среди грузин в другом Тсинубане (изначальном), а потом в конце ХIХ - начале ХХ вв. основали свое село под старым, грузинским названием.
Село Суфлис (Сухлис, Схвилиси) находится в 4 км к юго-западу от Ахалциха, (на правом берегу притока р. Кура - р. Пhоцхов, на склоне горы Наванеб. Жители занимаются садоводством, ското- водством. В селе существует церковь св.Богоматери, которая была построена в 1900-ом году. Было основано армянами, приехавшими в 1830-ом году из Эрзерума.
Наконец Вале (ставший городом в 1962-ом году) находится на правом берегу Поцхова, на высоте 1000 - 1200 м, в 12 км от г.Ахалциха на запад. В г. Вале осуществляется добыча черного угля. Сохранилась церковь, построенная в ХУI веке.
О селе Ниохреб - нам ничего не известно (кроме того, что в нем проживают Налбандяны).
По сообщению Ядигаряна Мардина Акоповича, бывшего жителя и уроженца села Джулха Ахалцихского района, количество домов в этом селении около 120-ти. По его рассказам, раньше села Цхалтбила и Джулха составляли один населенный пункт Норашен. Но жители современной Джулхи являются потомками армян, переселившихся в 1829-1830 гг. из села Малый Чифтлик Эрзерумского вилайета.
В с. Джулха есть церковь, построенная из “дикого” камня сразу после переселения бывшими жителями Малого Чифлика. В селе распространены следующие родовые фамилии: Папикян, Тургамян, Ядигарян и т.д. На территории села добывают гипс, население Джулхи занимается выращиванием картофеля, садоводством. Среди мужчин сильно развито отходничество - “хопан эртhал”.
Культура проведения свадебь вышеуказанных сёл, такова: Обычно парни женятся, начиная с 18-ти лет (до 22), а девушки с 16-ти лет. В день сватовства с юношей в дом девушки идут его отец и мать. В случае согласия, - родители девушки накрывают гостям стол (в этот день договариваются о дне обручения. В этот день вместе с женихом, его родителями, приходят ближайшие родственники с подарками невесте. От дня обручения до свадьбы приходит время от одного месяца до года. В этот (предсвадебный) период невесту жених может отводить к себе домой. В день свадьбы жених с азабами идут за невестой (она, как правило, находится в доме соседей или замужней сестры. Здесь ее (невесту) одевают в свадебное платье и ведут в дом ее родителей, где начинается свадьба и продолжается до 17.00 - 18.00. По дороге к дому жениха люди выносят из домов водку и закуску. Если жених из другого села, - ему при выходе с территории локуса невесты могут подарить дорогу (выкуп должны уплатить - со стороны невесты). Когда жених с невестой достигают дома родителей жениха, свекровь выходит из дома и перед невестой начинает исполнять специальный танец с лавашами на руках, которые в конце танца она вешает на плечи невесты (иногда свекровь вешает также платок). При входе молодоженов в дом, им предлагают разбить ногами тарелки (сначала жених, а потом невеста), а также засыпают конфетами. После первого дня свадьбы молодые ночуют в доме у соседей в разных комнатах. На второй день свадьбы утром подают “хаш”, лоби”, “хашламу”. В обед идут в центр села танцевать. А к 14.00 возвращаются обратно в дом жениха. В это время на свадьбе молодой чете дают подарки. Ночь после второго дня свадьбы жених и невеста также проводят в разных комнатах. Третий день называется - “ожити ор” (букв.: “день приданного”): в этот день привозят приданное невесты; веселье продолжается. Только после третьего дня свадьбы жених и невеста становятся мужем и женой.
Имеются некоторые сведения о деталях похоронного обряда. На похороны приходит обычно 60-70 процентов жителей села. Гроб принято нести открытым, без крышки. Хотя этому сейчас противиться вновь прибывший католический священник. Ахалцихские франги (как жители самого г. Ахалциха, так и близлежащих к нему сел) в основном, потомки переселившихся из Эрзерумского, Тhортнумского уездов - Эрзерумского вилайета армян (в 1829 - 1830 гг.) Их условно можно назвать “каринские франги” (по второму названию города Эрзерум - Карин). Хотя, как мы уже отметили, еще в ХУII в, в г. Ахалцихе жили армяне-франги (видимо, незначительным числом: по сравнению с вновь прибывшими франгами из Эрзерума в 1830г.; вообще до переселения "каринцев" армяне в г.Ахалцихе составляли 68-69 процентов всего населения города. В ХУII в. возобновились торговые и политические сношения Грузии с западными странами. Вслед за купцами последовали католики-миссионеры, которые с возрастанием интереса католической церкви к Грузии активнее и шире развертывают свою деятельность в стране. Католические миссионеры встречались по всей Грузи: в Картли, Имеретии, Мегрелии, Гурии. Их главным местопребыванием был Ахалцихский район. К этому времени Ахалцихский пашалык был административной единицей Османской империи. Таким образом, франги Ахалцихского района - “каринцы"кроме единого религиозного исповедания (католического) объединены единством происхождения и отличаются культурной общностью.

Сражение под Ахалцыхом
14 ноября 1853 года.

31 октября Кавказский наместник князь Воронцов вызвал Тифлисского военного губернатора князя Андроникова. Князь Андроников получил распоряжение, взяв в свое подчинение войска, расквартированные в Ахцури и Сурами, соединиться с Ахалцыхским отрядом генерал-майора Ковалевского и очистить от турок и башибузуков Ахалцыхский округ. Численность противника по имевшимся сведениям была около 26000, 18000 стали в лагере у Ахалцыха, а около 8000 двинулись к Боржомскому ущелью. 8 ноября войска под командованием генерал-майора Бруннера разгромили турецкий отряд пытавшийся занять Боржомское ущелье.
12 ноября собрав 2 батальона пехоты, Донской казачий №2 полк, отряды местного населения и три орудия князь Андроников выступил в направлении Ахалцыха. А уже 13 ноября соединившись с Ахалцыхским отрядом провел рекогносцировку местности: «Оказалось, что часть неприятельского корпуса укрепилась в с. Аб, лежащем на полугоре против нового города. Вторая позиция турок, избранная и укрепленная с большим знанием дела, находилась впереди селений Большого и Малого Памача... Третья, главная и самая сильная неприятельская позиция...была у Верхнего и Нижнего Суфлиса...».
Отряд князя Андроникова в составе 71/2 батальонов (Виленский пехотный полк, 6 рот Брестского пехотного полка и 1-й и 2-й батальоны Белостокского пехотного полка), 14 сотен казаков и милиции при 17 орудиях разбил войска Али-паши (10000 пехоты при 13 орудиях). Накануне боя командующий провел рекогносцировку турецких позиций расположенных от с. Аб на Садзель и до Суфлиса. Князь Андроников принимает решение вести: «атаку на Суфлис, направив одну колонну с фронта, а другую с фланга, и после достаточной артиллерийской подготовки ударить на врага».
Фронтальная атака была поручена генерал-майору Ковалевскому с 4-мя батальонами Виленского егерского полка при поддержки 14 орудий. Колонна генерал-майора Бруннера в составе 1-го и 2-го батальонов Белостокского полка и полуроты Брестского полка с 3 горными орудиями при поддержки казаков и милиции должна была обойти левый фланг противника: «спуститься к реке у села Кунджи и штурмовать Суфлис...».
Как только начало светать русские войска пошли в наступление. Противник встретил атакующих сильнейшим артиллерийским и ружейным огнем. В центре 14 орудий русской батарей вступили в огневой бой с артиллеристами противника. Виленский полк занял позицию за батареей. Колонна генерал-майора Бруннера под прикрытием высокого левого берега Поцхов-чая атаковала правее колонны генерала Ковалевского. Быстро обойдя, турок с фланга, она заняла высоты у с. Кунджи и открыла огонь из горных орудий.
Противник оставил укрепления у с.с. Аб и Садзель и отошел к Суфлису. Артиллерийская дуэль шла около трех часов. Наконец князь Андроников отдал приказ на решительный штурм. Виленцы спустившись с высот и пройдя речную долину, пошли на штурм Суфлиса. 1-й и 2-й батальоны Виленского пехотного полка ведомые своим командиром генерал-майором Фрейтингом–фон– Лерингофом под огненным дождем неустрашимо шли вперед. 4-я и 5-я егерские роты продвигались по мосту, который прикрывала орудийная батарея противника, остальные роты переходили реку Посхов-чай вброд. В начале атаки командир Виленского полка был ранен, его заменил полковник генерального штаба Циммерман. 6-я рота Виленского полка под командованием штабс-капитана Посальского захватила батарею, шедший впереди своих стрелков подпоручик Данилов первым ворвался на турецкие позиции, но тут же был сражен вражеской пулей. Шедший впереди взвода [color]прапорщик Шестериков[/color] получил тяжелейшие ранения, от которых впоследствии скончался. Другие роты полка, выбив противника из-за завалов ворвались в Суфлис. Одновременно в селение вступили и части генерала Бруннера. Турки дрались отчаянно за каждый дом, желая ускорить победу, генерал Ковалевский лично повел в бой 4-й батальон Виленского полка. Среди Виленцев героев этого боя можно назвать рядового 1-й карабинерной роты Антона Сабайду получившего ранение ноги но не оставившего строя и рядового 2-й егерской роты Ивана Рогозина своим примером ободрявшего однополчан.
Одновременно в атаку пошла и колонна генерала Бруннера. В 1-й линии шли: 1-й батальон Белостокского полка ведомый полковником Толубеевым и подполковником Давыдовым и 3-й батальон Брестского полка. 2-я линия: 2-й батальон Белостокского полка и две роты Брестского полка. Впереди шли застрельщики, перейдя в брод р. Посхов-чай наши атаковали засевших в садах турок. Первая линия ударила в штыки, 2-я мушкетерская рота поручика Янушевского (Белостокский полк) отбила одно орудие. Генерал Бруннер вводит в бой части второй линии, офицеры как всегда было принято в Кавказском корпусе идут впереди. Атаку 2-го батальона Белостокского полка возглавляет его командир майор Даненберг. Бой был страшный, противник на редкость упорно сражался за каждый клочок земли. Но все же наши ворвались в Суфлис. Князь Андроников послал еще две роты 2-го батальона Белостокского полка под командованием майора Гродского. Постепенно Верхний Суфлиc был очищен от неприятеля. В этот момент кавалерия турок атаковала наш правый фланг, но была обращена вспять казаками и личным конвоем князя Андроникова. Противник стал откатываться к с. Верхний Памач, находившиеся здесь 3 турецких батальона и 2 эскадрона попытались остановить наступление русских войск, но также были разбиты. Очередная победа принесла в качестве трофеев: 12 орудий, 9 зарядных ящиков, 17 знамен. Потери противника составили около 3500 раненых и убитых. Наши войска потеряли 362 человека.
Награды Славная победа была отмечена Государем, было пожаловано много наград. 1-й и 2-й батальоны Белостокского полка, 2-й и 3-й батальоны Брестского полка, 1-й, 2-й и 3-й батальоны Виленского полка были пожалованы Георгиевскими знаменами с надписями: «За отличiе въ сраженiи противъ турокъ подъ Ахалцыхом 14-го ноября 1853 г». Легкая №2 батарея 13-й артиллерийской бригады была награждена серебряными трубами с упомянутой надписью.
Орденов Святого Георгия удостоились – генерал-лейтенант князь Андроников - 3-й степени, генерал-майор Бруннер - 4-й степени, поручик Белостокского пехотного полка Янушевский - 4-й степени. Штабс-капитан Посальский и прапорщик Шестериков - 4-й степени. Среди офицеров награжденных за Ахалцых был и командир Виленского егерского полка генерал-майор Фрейтаг-фон-Лерингоф. Текст Высочайшей грамоты от 14 февраля 1854 года гласил:
"В воздояние за отличное мужество и храбрость, оказанные вами в сражении 14-го ноября 1853 года под Ахалцыхом, где вы, несмотря на полученную рану и контузию, с самоотвержением предводили батальоны вверенного вам полка на штурм неприятельских позиций и находились в бою до окончания сражения. Всемилостивейше жалуем вас, по засвидетельствованию Главнокомандующего Отдельным Кавказским Корпусом, Кавалером Императорского и Царского ордена НАШЕГО Св. Станислава первой степени, коего знаки при сем препровождая, прибываем к вам благосклонны".
На подлинной собственною ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою написано «НИКОЛАЙ».



материал подготовили - "Ар&Ко".


--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
 
Start new topic
Ответов (1 - 15)
Арко
сообщение 2.2.2009, 8:57
Сообщение #2


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



ПРИГЛАШАЕМ ЖИТЕЛЕЙ СХВИЛИСИ !

Приглашаем посмотреть фото В. Вартапетяна.

Верхний Схвилиси."Клуб".


Верхний Схвилиси."СУРБ ГЕВОРК".


Видео-ролики



"Ахалцихе-Сухлис"


Остальные видеоролики тут

материал подготовили - "Ар&Kо".


--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Арко
сообщение 2.2.2009, 9:00
Сообщение #3


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



Деревня Гулалис Ахалцихского района лишена общеобразовательной школы.

Хотя дед Левон свидетельствует, что их армянонаселенная деревня Гулалис Ахалцихского района была основана в 1730 году, однако исторические источники упоминают более позднюю дату, сообщая, что предки сельчан (семьи Петроян и Крдян) переехали сюда на постоянное место жительства в 1830 году из местности Индзк (Карин).

С момента основания деревни прошли десятилетия, многое изменилось. Сейчас здесь проживает всего 40 семей, членами которых в основном являются пожилые люди. Прискорбно, но факт: молодые составляют всего 20% населения, значительная часть из них - в основном школьники. И выясняется, что несмотря на свой юный возраст, у них, тем не менее, тоже есть важные проблемы. Одна из них связана с отсутствием в деревне общеобразовательной школы, из-за чего подростки Гулалиса ежедневно вынуждены преодолевать путь, ведущий в общеобразовательную школу соседнего села Покр Памач. Кстати, в 1935г. в Гулалисе была создана четырехлетняя армянская школа, но через некоторое время она закрылась из-за отсутствия достаточного числа учеников.

Школы нет, но верующий народ не жалуется, ведь вместо этого в деревне действуют две церкви (апостольская и католическая). Первая, церковь Сурб Аствацацин (Святой Богородицы), была основана в 2000г. усилиями односельчанина Роберта Арутюняна, а строительство второй, церкви Сурб Хач (Святого Креста), начавшееся весной 1994г., было завершено уже к апрелю следующего года (она была построена архимандритом Эммануэлем Таппагяном).

Основными занятиями гулалисцев были и остаются земледелие и скотоводство, являющиеся источником их доходов. Однако из-за отсутствия ирригационной системы, урожай с возделываемых полей, как правило, бывает не столь богатым. Как сообщили сельчане, до деревни вода «доходит» раз в 20 дней.

И хотя эта проблема находилась в центре внимания сельского старосты сел Гулалис, Орал, Покр и Мец Памач Карлена Караханяна, однако до сих пор она не решена, и, как говорит дед Левон, решение проблемы воды «выше его сил». Об этом сообщает агентство А-инфо.


--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Azatuni
сообщение 2.2.2009, 20:23
Сообщение #4


Senior
**

Группа: User
Сообщений: 934
Регистрация: 5.9.2008
Пользователь №: 592



Арко джан, ставь сразу по возможности ссылки на место откуда был взят материал. Через какое-то время будет невозможно вставить ссылки без участия модератора.


--------------------
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Арко
сообщение 3.2.2009, 8:00
Сообщение #5


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



Осень в Сухлисе.

Слева от дороги, ведущей из Ахалцихе к Вале, на берегу реки Поцха расположено несколько деревень. Путешественник, в некоторой степени знакомый с местностью, оказавшись в этой части и видя у подножья холма большие, с красивой кровлей, дома, легко догадывается, что это армянская деревня Сухлис (Схвилиси).

Заполненные сельскохозяйственными продуктами амбары, молодое вино в карасах, нанизанные на веревочки перцы, расставленные на балконах корзины с луком и орехами, аромат засушенных трав и окутанные в это время года запахом сажи дворы – в деревне все это свидетельства завершения осени и подготовки к зиме. Осень для крестьянина – символ не только блага, но и приближения долгих зимних «каникул».

Сухлис считается богатым селом. Сельчане, в основном, занимаются земледелием. Полученный здесь богатый урожай картофеля и овощей продается не только в Грузии, но и экспортируется в Армению, а до ухудшения российско-грузинских отношений основным рынком для них была Россия.Цену труда в деревне знают хорошо. «У крестьян Сухлиса на сенокосах вы не увидите и соломинки», - говорят ахалцихцы. О трудолюбии сухлисцев в районе рассказывают множество историй.

В Сухлисе знают цену земли. Жилые дома, в основном, выстроены на обочине дороги, дворы сравнительно маленькие, а на остальной части земельного участка разбиты сады и огороды. «По выращиваем от всего понемногу: картофель, капусту, морковь, лук, свеклу. Держим также и скотину. Так и живем в неплохих условиях», - с удовлетворением рассказывают в семье Саруханянов. «Немного» - это урожай в 12 тонн картофеля, выращенный в этом году семьей Саруханянов. Они уже заняты вопросом его реализации.

Сухлис отличается от окрестных сел также и тем, что здесь никто не обрабатывает землю при помощи плуга или сохи. «У всех в деревне есть тракторы и соответствующая техника. Времена волов уже прошли», - отмечает дед Миша.
В отличие от многих деревень, в Сухлисе усилиями жителей отрегулирована оросительная система, хотя и в этом случае население тратит много средств на орошение садов и картофельных полей. «Оросительная система зависит от насоса. Электроэнергия стоит дорого, и 1 час орошения обходится в 30 лари. А это влияет на стоимость продуктов», - говорит Миша и добавляет, что в этом году только за картофельные семена он заплатил 1500 лари, ведь если семена каждый год не менять, то исчезнет свойство умножения, и урожай пострадает.

Тем не менее, не обращая внимания на некоторые трудности, сухлисцы довольны и проживающим в селах, но нуждающимся людям советуют: «не тратьте время на сочинение историй о нашем трудолюбии, а работайте, работайте и еще раз работайте во имя вашего же блага».

материал подготовили - "Ар&Ко".


--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Арко
сообщение 3.2.2009, 8:16
Сообщение #6


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



В СУХЛИСИ ОТКРЫЛАСЬ ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА АБРАМА МОВСИСЯНА.

05.09.2007
Житель армянского села Сухлис (Схвилиси) Ахалцихского района региона Самцхе-Джавахк, 64-летний Абрам Мовсисян начал заниматься живописью с 5-го класса, однако только в этом году впервые открылась персональная выставка его работ. На выставке, организованной в зале Дома культуры Сухлиса, было продемонстрировано около 50 работ А. Мовсисяна. Односельчане с большим воодушевлением и интересом изучали картины, на которых изображены знакомые, родные для них края и люди.

«Когда я узнала о работах моего односельчанина, естественно, очень заинтересовалась», - рассказывает менеджер Дома культуры Сухлиса Мариам Саркисян, - «Несмотря на то, что несколько сложно было убедить его выставить свои работы, однако, как видите, посещений много, и все получают большое удовлетворение от этих картин».

«Я всегда любил рисовать, но, к сожалению, живопись не стала моей основной профессией», - в ходе беседы отмечает Абрам и добавляет, - «Честно говоря, я согласился продемонстрировать свои картины только для того, чтобы в молодых пробудилась любовь к искусству и, в частности, к живописи».

Как и многие художники, А. Мовсисян с детских лет начал срисовывать портреты известных писателей, общественных и национальных деятелей, в числе которых одними из первых были портреты Исаакяна и Чаренца. После окончания школы он хотел продолжить обучение, однако материальное положение семьи не позволило ему сделать это. Отец Абрама погиб во Второй Мировой войне, необходимо было как-то облегчить бремя забот семьи.

«В то время для того, чтобы продать наш урожай, мы с матерью часто отправлялись в Тбилиси, Ереван, Сухуми… Это было в Тбилиси, когда в музее я впервые увидел картины Айвазовского. Эти работы сильно впечатлили меня на всю жизнь …», - так вспоминает Абрам один из самых счастливых дней своей жизни.

16 лет назад от дирекции школы Сухлиса Абрам Мовсисян получил предложение преподавать школьникам рисование и черчение: он по сей день работает в средней школе села, передавая свои навыки рисования детям.




--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Арко
сообщение 3.2.2009, 8:18
Сообщение #7


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



Фото с выставки АБРАМА МОВСИСЯНА.















материал подготовили - "Ар&Ко".


--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Таронеци
сообщение 3.2.2009, 21:39
Сообщение #8


Senator
********

Группа: Uzer

Сообщений: 28422
Регистрация: 10.2.2008
Пользователь №: 83



Арко джан, ты можешь что-нибудь о Вардзии рассказать?


--------------------
"Наша беда не в том, что в мире существуют турки, а в том, что существуют туркоподобные армяне".Гарегин Нжде
Թե դու հայ ես՝ հայությունդ պիտի հարգես անպատճառ,
Հայաստանը պիտի լինի հուսո աստղ քեզ համար...
Ռափայել Պատկանյան
Религия армянина – непоколебимая вера в то, что Армения должна быть освобождена от чужеземного ига. Кто в это верит, тот принадлежит к истинной армянской религии. Рафаэл Патканян
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Арко
сообщение 4.2.2009, 7:06
Сообщение #9


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



Цитата(Таронеци @ 3.2.2009, 21:39) *
Арко джан, ты можешь что-нибудь о Вардзии рассказать?

А причём ахалцихские франги и Вардзия? (смотри тему) dntknw.gif


--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Azatuni
сообщение 4.2.2009, 17:26
Сообщение #10


Senior
**

Группа: User
Сообщений: 934
Регистрация: 5.9.2008
Пользователь №: 592



Арко, у меня к тебе небольшая просьба. Размещённые тобой материалы представляют значительный интерес. Прошу тебя по возможности разместить их на ОупенАрмении и Хайастане, учитывая их вес в структуре армнета.

ХайастанКом

http://forum.hayastan.com/index.php?showforum=68

ОупенАрмения

http://forum.openarmenia.com/index.php?showforum=89


--------------------
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Geo
сообщение 4.2.2009, 23:53
Сообщение #11


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 1326
Регистрация: 13.11.2007
Из: Ростов-на-Дону
Пользователь №: 28



Весь офф-топ перенесен сюда


--------------------
Если ты наследник священной Армянской земли, если ты носишь заветное имя армянина и рожден в купели армянской веры, живи и созидай как армянин, превратив жизнь в клятвенную верность Богу своих отцов, Св. Церкви и Родине.

Глава Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви Епископ Езрас Нерсисян
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Таронеци
сообщение 5.2.2009, 0:47
Сообщение #12


Senator
********

Группа: Uzer

Сообщений: 28422
Регистрация: 10.2.2008
Пользователь №: 83



Цитата(Арко @ 4.2.2009, 7:06) *
А причём ахалцихские франги и Вардзия? (смотри тему) dntknw.gif
Конечно, ни при чём. Просто ты владеешь историей региона. Ну отдельную тему открой, не обязательно же именно тут, если есть инфа, конечно. Спасибо.


--------------------
"Наша беда не в том, что в мире существуют турки, а в том, что существуют туркоподобные армяне".Гарегин Нжде
Թե դու հայ ես՝ հայությունդ պիտի հարգես անպատճառ,
Հայաստանը պիտի լինի հուսո աստղ քեզ համար...
Ռափայել Պատկանյան
Религия армянина – непоколебимая вера в то, что Армения должна быть освобождена от чужеземного ига. Кто в это верит, тот принадлежит к истинной армянской религии. Рафаэл Патканян
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Арко
сообщение 5.2.2009, 7:19
Сообщение #13


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



Краткая история Армянской Католической Церкви.

Отношения между Католической и Армянской церквями были установлены в 12-ом веке во время крестовых походов. Они закончились заключением между двумя церквями в Киликии унии в 1198 г. За пределами Киликии уния не была признана, и после падения Киликийского царства в 1375 г. перестала существовать. Декларация о восстановлении унии была провозглашена 22 ноября 1439 г. на соборе во Флоренции, но она не имела никаких последствий. Однако деятельность католических миссионеров среди армянского населения привела к образованию армяно-католических групп. В 1650 г. была образована первая униатская Епархия в Диярбакире. В 1742 г. по просьбе верующих, армяно-католикам была предоставлена собственная иерархия, во главе которой был поставлен патриарх. Его резиденция находилась в Ливане и ему подчинялись южные армяно-католики, северные были под управлением Латинского Апостольского Викария (лат. vicarius).

Турецкая система миллетов предоставляла религиозным меньшинствам автономию - их религиозный Глава был и светским Главой. До 1829 г. армяно-католики находились под властью Армянского патриарха Константинополя, что давало возможность их преследовать. В 1829 г. по настоянию Франции, им был предоставлен собственный миллет - во главе с Архиепископом Константинополя. Сложилась ситуация, когда Патриарх имел только духовную власть, а Архиепископ Константинополя - светскую (которую получил в 1846 г.) и религиозную. Эта ситуация была решена папой Пием IX в 1867 г., когда оба престола были объединены и резиденция патриарха перенесена в Константинополь.

В конце первой мировой войны прошла резня армянского населения в Турции. Было убито семь епископов и около 100 тысяч верующих. В связи с уменьшением числа верующих в Турции в 1928 г. было решено перенести резиденцию патриарха в Ливан, (в Бейрут), а в Стамбуле образовать архиепископство. Ныне насчитывается ок. 344 тыс. верующих, проживающих большей частью в Бейруте и Халебе (Сирия).

Отдельно развивалась история армяно-католиков Украины и России. В 1630 году львовский армянский епископ принял унию и получил титул Архиепископа. Борьба между сторонниками и противниками унии в Речи Посполитой шла до конца столетия. В то время уния насчитывала примерно 15 церквей, 20 священников и 3500 верующих. Львовская армянская униатская архиепархия находилась в непосредственном подчинении Папе и просуществовала да 1944 г. В первой половине 20 века армяно-католиков на Галитчине было около 5,5 тысяч (9 церквей и 16 часовен). В 1807 году для армяно-католиков России была создана в Могилево-Подольская Епархия, существовавшая примерно до 1828 г. Во время и после 2-ой мировой войны церковь сильно пострадала и почти перестала существовать. Оставшиеся в живых 8 священников, сестры-бенедектинки армянского обряда и часть верующих переехали в Польшу, где ассимилировались, а 90-ых годах умер последний священник армянского обряда. Община полностью полонизировалась, хотя желание иметь своего священника не пропало. В 1991 году армяно-католическая община была воссоздана во Львове (всего 20-30 человек). В России воссоздана только одна армяно-католическая община - в Москве, хотя имеются отдельные верующие и в других местах. Богослужения проводятся в латинской католической церкви.

Патриархи Армяно-Католиков
(Патриархат образован в 1740 г., а признан Римом в 1742 г.)

1. Аврам Бедрос I Ардзивян (26 ноября 1740 г. - 1 октября 1749 г.)
2. Хагоп Бедрос II Ховсепян (1749 г. -1753 г.)
3. Микаэл Бедрос III Каспарян (1753 г. -1780 г.)
4. Парсех Бедрос IV Авкадян (1780 г. -1788 г.)
5. Крикор Бедрос V Куупелян (1788 г. -1812 г.)
6. Крикор Бедрос VI Джеранян (1812 г. -1841 г.)
7. Хагоп Бедрос VII Холассян (1841 г. -1843 г.)
8. Крикор Бедрос VIII Дерасдвазадурян (1843 г.-1866 г.)
9. Андон Бедрос IX Хассун (1866 г. - июнь 1881 г.)
10. Степан Бедрос X Азарян (1881г. - май 1899 г.)
11. Богхос Бедрос XI Эммануэлян (24 июля 1899 г. -1904 г.)
12. Богхос Бедрос XII Саббагханян (4 августа 1904 г. -1910 г.)
13. Богхос Бедрос XIII Теризян (23 апреля 1910 г. -1931 г.)
14. Аведис Бедрос XIV Арпярян (17 октября 1931 г. - 26 октября 1937 г.)
15. Крикор Бедрос XV Агхянян (30 ноября 1937 г. - 25 августа 1962 г.)
16. Игнадиос Бедрос XVI Батанян (4 сентября 1962 г. - 22 апреля 1976 г.)
17. Хемаяг Бедрос XVII Гуедигуян (3 июля 1976 г. - 31 мая 1982 г.)
18. Хованнес Бедрос XVIII Каспарян (5 августа 1982 г. - 28 ноября 1999 г.)
19. Нерес Бедрос XIX (2 октября 1999 г. -

материал подготовили - "Ар&Ко".


--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Арко
сообщение 5.2.2009, 7:21
Сообщение #14


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



Обряд Армянско-Католической церкви.

Вероучение.

При присоединении к Риму армяно-католики приняли и часть догматов Католической церкви: признали Вселенские Соборы, следовавшие за первыми тремя, приняли Халкидонское христологическое вероопределение, приняли латинский догмат об исхождении Святого Духа и определение посмертного воздаяния. В 1870 году на I Ватиканском Соборе признали догмат о папской безошибочности.

Обряд.

В основном обряд Армяно-Католической церкви соответствует древнему армянскому обряду, практикуемому в Армянской Апостольской церкви. Хотя первоначально богослужение Армянской Католической Церкви подверглось серьезной латинизации, уже в XIX в. оно было очищено от многих латинских элементов. К концу XX в. литургические отличия Армянской Католической Церкви от Армянской Апостольской Церкви были почти полностью устранены. В отличии от Армянской Апостольской Церкви у армяно-католиков Рождество - отдельно празднуемый праздник (25 декабря), а не отмечается вместе с Крещением Господним (6 января). Богослужебный язык церкви - грабар (древнеармянский).

Однако с точки зрения внешних проявлений армяно-католики достаточно много переняли от латинян, в частности облачения священников и епископов в своем непраздничном виде больше похожи на латинские. Также старые церкви гораздо больше похожи на костелы, чем на армянские церкви. Не смотря на то, что латинизация была повернута вспять, многие ее проявления до сих пор заметны (например расписанный в западном стиле современные церкви).

Между двумя Церквями возникло очень серьезное расхождение в области канонического права. К примеру, иерархическая природа общения в вере, привилегии Католикоса, общие принципы философии "свободы передвижения" - отсутствуют в римском кодексе. Поэтому, как на уровне простейших нормативных различий, так и на уровне более сложных канонико-правовых вопросов, Армянская Апостольская и Армянская Католическая Церкви (!) далеко отстоят друг от друга.


материал подготовили - "Ар&Ко".

Сообщение отредактировал Арко - 5.2.2009, 7:22


--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Арко
сообщение 5.2.2009, 7:39
Сообщение #15


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



Деревня Гулалис Ахалцихского района лишена общеобразовательной школы.

Хотя дед Левон свидетельствует, что их армянонаселенная деревня Гулалис Ахалцихского района была основана в 1730 году, однако исторические источники упоминают более позднюю дату, сообщая, что предки сельчан (семьи Петроян и Крдян) переехали сюда на постоянное место жительства в 1830 году из местности Индзк (Карин).

С момента основания деревни прошли десятилетия, многое изменилось. Сейчас здесь проживает всего 40 семей, членами которых в основном являются пожилые люди. Прискорбно, но факт: молодые составляют всего 20% населения, значительная часть из них - в основном школьники. И выясняется, что несмотря на свой юный возраст, у них, тем не менее, тоже есть важные проблемы. Одна из них связана с отсутствием в деревне общеобразовательной школы, из-за чего подростки Гулалиса ежедневно вынуждены преодолевать путь, ведущий в общеобразовательную школу соседнего села Покр Памач. Кстати, в 1935г. в Гулалисе была создана четырехлетняя армянская школа, но через некоторое время она закрылась из-за отсутствия достаточного числа учеников.

Школы нет, но верующий народ не жалуется, ведь вместо этого в деревне действуют две церкви (апостольская и католическая). Первая, церковь Сурб Аствацацин (Святой Богородицы), была основана в 2000г. усилиями односельчанина Роберта Арутюняна, а строительство второй, церкви Сурб Хач (Святого Креста), начавшееся весной 1994г., было завершено уже к апрелю следующего года (она была построена архимандритом Эммануэлем Таппагяном).

Основными занятиями гулалисцев были и остаются земледелие и скотоводство, являющиеся источником их доходов. Однако из-за отсутствия ирригационной системы, урожай с возделываемых полей, как правило, бывает не столь богатым. Как сообщили сельчане, до деревни вода «доходит» раз в 20 дней.

И хотя эта проблема находилась в центре внимания сельского старосты сел Гулалис, Орал, Покр и Мец Памач Карлена Караханяна, однако до сих пор она не решена, и, как говорит дед Левон, решение проблемы воды «выше его сил». Об этом сообщает агентство А-инфо.


--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Арко
сообщение 5.2.2009, 7:41
Сообщение #16


Magister
****

Группа: User
Сообщений: 2001
Регистрация: 1.2.2009
Из: Джавахк - Javakhk Ջավախք - ჯავახეთი
Пользователь №: 1300



ДАРБИНЯН
АЙКО МЕЛИКОВИЧ.



Родился 14.02.1942 г. в с. Цхалтбила (Ахалцихский район, Груз.ССР). Окончил ЕрГМИ (1967 г.). Работал врачом Республиканского врачебно-физкультурного диспансера (1968-1970 гг.), ординатором Республиканской клинической больницы (1970-1984 гг., Ереван), главврачом НИИ общей гигиены и профессиональных заболеваний (1984-1986 гг., Ереван), главврачом Республиканской физио-терапевтической больницы (1986-1994 гг., п. Лусакерт, РА), начальником Реабилитационного центра МО РА (1994-1997 гг.), начальником Центрального военного госпиталя МО РА (1997-1999 гг.), начальником Управления по организации лечебной помощи МЗ РА (1999-2001 гг.). С мая 2001 г. - заместитель министра здравоохранения РА. К.м.н. (1998 г.). Автор ряда научных статей, в том числе монографии "О хроническом влиянии высокогорья на организм лиц молодого возраста". Академик РАЕН (2001 г.).


материал подготовили - "Ар&Kо".


--------------------
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". (Иоанн 15:13)
Go to the top of the page
 
+Quote Post

Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 15.11.2018, 15:50
Геноцид армян Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more! Analitika.at.ua КАРАБАХ88
- История Армении и Карабаха, пресса, комментарии Acher.ru - Армянский сайт для друзей Армянское интернет-сообщество Miasin.RU Website about Liberated Territory of Artsakh

free counters